LJ Magazine. Церковь в селе жигули


Храм в Жигулях — Благовест

На духовной карте святынь нашей родины жигулевское село Подгоры появилось сравнительно недавно - когда там открылся Свято-Ильинский женский монастырь. Правда, когда-то давно здесь был храм во имя Илии Пророка, а само село числилось за монастырем еще по Царскому указу. Теперь на этом месте строится целый монастырский комплекс. И не только здесь! В двух с половиной километрах от старинного села бьет из земли Ильинский  родник. Сюда издавна паломничали местные жители и даже самарцы. Потом родник пришел в запустение. А когда в Жигулях появились первые монахини, их трудами родник был очищен, обустроен, появилась купальня. Недавно стараниями вице-спикера Самарской Губернской Думы Олега Брониславовича Дьяченко возле родника вознес свои купола деревянный храм во имя Животворящего Креста Господня. Скоро на этом месте появится мужской скит во имя Креста Господня. Как сказал один приезжавший недавно в эти места афонский монах, Жигули чем-то напоминают Святую Гору Афон. Те же горы, леса, дикая, нетронутая природа национального парка «Самарская лука», а теперь вот и монастырь со скитами… 14 августа, в престольный праздник Животворящего Креста Господня, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий освятил храм Креста Господня возле Ильинского родника. На Литургии присутствовали благотворитель Олег Брониславович Дьяченко, прилетевший из Москвы специально на это событие топ-менеджер РАО «ЕС России» Владимир Евгеньевич Аветисян, председатель движения «Самара Православная», депутат Самарской Губернской Думы Дмитрий Вадимович Сивиркин, настоятель самарского Свято-Сергиевского храма (будущий настоятель скита во имя Креста Господня) игумен Георгий (Шестун), настоятельница Самарского Иверского женского монастыря игумения Иоанна (Капитанцева), настоятельница Свято-Ильинского монастыря монахиня Анастасия (Шестун) с сестрами обители и многочисленные паломники. Храм создавался по проекту моего брата архитектора Николая и его супруги Анны Жоголевых. Ими же разработан проект строящегося в Подгорах храма во имя  Священномученика Константина. Вот почему в день освящения храма я встретился с Николаем Евгеньевичем Жоголевым.  - Николай, как появилась идея построить на этом месте храм?- Олег Дьяченко год назад приехал в Подгоры по приглашению Дмитрия Сивиркина (по его инициативе в Подгорах строится монастырский храм во имя его прадеда - священномученика Константина). Они осмотрели монастырские строения, возводимый храм, потом искупались на Ильинском источнике. Эти места очень понравились Олегу Брониславовичу. И он решил построить на этом месте церковь! Чтобы люди могли не только искупаться в святом роднике, но и помолиться в храме, затеплить свечу возле иконы… Мы решили строить церковь в традициях северного русского зодчества. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил наш проект. И храм был построен меньше чем за год!- А еще какие-то неожиданные события во время строительства храма происходили?- По Божьему Промыслу здесь работал один из лучших в России мастеров по дереву - Дмитрий Арудчев. Он из Самары, был у него учитель, который передал ему древние секреты мастерства. Дмитрий Арудчев делал кресты из розового дуба на храме Священномученика Константина, он же сделал все дубовые кресты на храм Креста Господня. Сейчас он единственный, кто у нас в регионе владеет древней технологией украшения куполов лемехами (только на Руси делали лемеховые купола, собранные из «лепестков»). На большом куполе у храма Креста Господня около полутора тысяч лемехов! Такого нет нигде в России на новых деревянных храмах. Раньше так «работали» купола в Кижах, это, можно сказать, величайший секрет древнего русского зодчества!  - Ты сейчас работаешь еще и над проектом деревянного храма в селе Осинки  Безенчукского района Самарской области. Но все же храм Креста Господня в Жигулях - самый первый твой храм, который уже освящен, в котором устремляется к Богу молитва… Какие чувства ты испытывал во время освящения храма?- Владыка Сергий во время освящения церкви сказал, что сегодня перед Престолом Божиим зажглась еще одна лампада! А мне было радостно еще и оттого, что как бы в дальнейшем ни сложилась жизнь - наш храм уже освящен! В нем на первой Литургии уже причастили младенцев!.. Это событие для меня очень большое. Ведь в церкви теперь всегда будет звучать молитва «о благотворителях и создателях святого храма сего…» Уже сейчас в этом дивном месте возле источника живут монахи - проект церкви создавался так, что прямо при храме могут жить насельники скита. Службы в церкви будут идти регулярно. И еще я очень рад, что на Руси есть такие замечательные люди, как Олег Дьяченко. Он просто пришел, увидел хорошее место, куда идут люди за исцелением души и тела, и постарался, чтобы здесь был храм! На Руси такие люди всегда были и, надеюсь, будут… - Ты пока создавал проекты только деревянных храмов. Чем отличаются такие храмы от более привычных каменных?- Всегда на Руси было так: определяется какое-то место под храм, там ставят временную деревянную часовню, чтобы сразу шла молитва. Часовню строили быстро, но потом на ее месте возводили деревянный храм. А потом уже, если возникала потребность расширить церковь, строился величественный каменный собор. Видимо, сейчас у нас такое время, что надо строить больше деревянных церквей. Я люблю деревянные храмы. В них своя особая атмосфера - живое дерево, все тут дышит… Нигде в мире не разработаны технологии храмового деревянного зодчества. Зарубежные ученые, строители, когда видят русские деревянные храмы, поражаются нашим умением и мастерством. Наукой еще не просчитана и половина конструкций, из которых состоят деревянные храмы. Например, в Кижах ученые до сих пор не могут понять и исследовать некоторые чудеса русского деревянного зодчества. И эта древняя традиция сейчас возрождается. Деревянное зодчество сейчас востребовано, и те немногочисленные умельцы, которые знают древние секреты мастерства, сейчас уже воспитывают своих учеников. - Успел ты полюбить эти замечательные жигулевские места?- Да, места очень красивые, заповедные - ничего более красивого я не видел. Храм наш стоит на горе, теперь его можно увидеть и из Самары: с вертолетной площадки, из Белого дома, с набережной у «Кинапа»… А еще Подгоры для меня - это память о нашем трагическом прошлом. В сталинские годы был в этих местах один из безчисленных «островков» ГУЛАГа. Лагерь находился на Гавриловой поляне, в нескольких километрах от Подгор. Но когда мы копали фундамент храма Священномученика Константина, там через тридцать сантиметров и на глубину два метра нам попадались одни кости… Мы выкопали много черепов и костей - все это, по-видимому, осталось от захоронений  заключенных в ГУЛАГе. Может быть, были на этом месте и более ранние захоронения. Ведь село-то старинное! Такие места должны быть особо отмечены, не забыты. И сейчас здесь возрождается духовная жизнь.…Специально для этого храма самарской фирмой «Царев курган» созданы две мозаичные иконы из уральских самоцветов - яшмы, чароита, кварцита и радонита. Это иконы  Пророка Божия Илии, в честь которого назван святой источник, и св. благоверного Олега Брянского, Небесного покровителя благотворителя Олега Дьяченко. 

На снимках: храм во имя Креста Господня; Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий освящает храм возле села Подгоры; Ильинский источник в Жигулях.

Антон Жоголев Фото С. Курочкина 18.08.2006

blagovest.cofe.ru

Самарская область: село Жигули - Тольятти в ЖЖ

Село Жигули (старые названия Жегулиха, хутор Жигулевский) основано в 1660 году. Село расположено в живописном месте у подножия Жигулевских гор, недалеко от Волги. До 1701 года оно относилось к Усольской вотчине Савво-Сторожевого монастыря. В 1840 году была открыта первая сельская школа. В 1865 году в селе была построена деревянная Вознесенская церковь, а в 1881 году при ней появилась благочинненская библиотека. Кроме православных в селе насчитывалось полторы сотни раскольников. Село было известно в округе разведением племенных лошадей, зерновым хозяйством и торговлей лесом. В феврале 1918 года в Жигулях была установлена советская власть. В 1925 году в селе появилось сельскохозяйственное кооперативное объединение «Замонастырское», которому были переданы участки, ранее принадлежавшие симбирскому Покровскому монастырю, в 1929 образован животноводческий совхоз «Жигулёвский» Свиноводтреста, а в 1930 — колхоз «Красные Жигули».

01. Небольшая стелла по дороге в село.

02. Места здесь очень красивые.

03. Основная дорога, проходящая через село.

04. Приход в честь Вознесения Христова построен в одном из сельских домов.

05. Колокола у входа.

06. Находившийся ранее в селе Вознесенский храм был разрушен в революционные годы.

07. Небольшая порция старых домов.

08.

09.

10. Старинный каменный дом с железными ставнями- редкость для этих мест.

11. Дом неплохо сохранился.

12. Слева- памятник погибшим в Великой отечественной, справа- крест на месте постройки будущего нового храма.

13. Вид с холма.

14. Администрация, почта и сбербанк в одном флаконе.

15. Школа. В школе есть небольшой музей истории села.

16. Оформление советских времен на торце школы.

17. В селе сохранилось здание паровой мельницы 1870-1880 годов.

18.

19. Похоже сейчас здание используется в качестве склада, во дворе валялись старые холодильники и металлолом.

20. На воротах поблизости нашел интересные таблички.

21. Усадьба управляющего селом сейчас используется как больница и аптека.

22. Вид на усадьбу с другой стороны.

23. Детский сад.

24. Фрагмент дворика детского сада.

25. Попили с Сашей alexandr_tlt_ru воды из колодца.

26. Традиционная порция старой техники.

27. Беларусь.

28. Одно из зданий дореволюционных конюшень.

29. Сзади конюшень небольшая детская площадка.

30. С непонятными каменными композициями.

31. Бывший дом купца Гасилина, тех же лет, что и паровая мельница.

32. Фрагменты этого дома.

33.

34. Отделение общей врачебной практики.

35. Дом культуры располагается также в дореволюционном здании, его немного отреставрировали.

36. В зараслях травы и кустарников нашли памятник Ильичу.

37. В 1932 году колхоз располагал 1200 га посевных площадей, 146 лошадьми, 466 коровами, 6 тракторами и автомобилем. Сейчас ситуация несколько лучше.

38. А эти конюшни уже почти разрушились.

39. Но лошади всё же есть, пасутся на футбольном поле.

40. Впечатляющая толщина у стен.

41. Просто идиллия.

42.

43. Возможно племенное коневодство когда-нибудь возродится в селе.

44.

45. Здесь можно жить.

посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ

МОИ УСЛУГИ ПО ФОТОСЪЁМКЕ В ТОЛЬЯТТИ И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

togliatti.livejournal.com

Монастырская гора и окрестности села Ширяево

       

 На правом берегу Волги в устье одноименного Ширяевского оврага, на территории национального парка Самарская Лука, расположено старое село Ширяево. Сюда сегодня и лежит наша дорога. Попасть сюда можно тремя способами: на машине через Жигулевск, на велосипеде из села Рождествено, или любой другой пристани на правом берегу Волги, это у кого откуда педали крутить сил хватит, или на речном трамвайчике из Самары.

       

 За неимением первых двух средств передвижения, пользуюсь третьим. Два с небольшим часа созерцания волжских пейзажей, и мы на месте.

       

 Сюда всегда едет много туристов, а в последние годы и экскурсантов. Сойдя с трапа пристани всегда на берегу встретишь несколько экскурсионных автобусов ждущих группы, чтобы довести до ближайших достопримечательностей. Но мы не будем лишать себя удовольствия пройтись пешком. Да и место что хочу вам сегодня показать совсем рядом, и мы собственно уже приехали. Много интересного в этих местах, попробую немного рассказать о них, поднимаясь на гору. Покупаем путевки на посещение нац.парка, с недавних пор нахождение на территории платное, стоимость не большая, скорее символическая и направляемся дальше через село. Сначала по центральной автодороге, а затем, свернув на одну из улочек, доходим до горы. Какие здесь виды, мне городскому трудно пройти мимо этого деревенского колорита.

       

       

 Скромные простые дворики именно такие мне по душе, эти деревянные избушки от чего-то трогают, хочется остаться на пару недель, пожить вот в таком доме. Коротать вечера, на завалинке за беседами и разглядывая звездное небо разбавляя сладкий льющейся запах сирени терпким дымком табака из трубки.

       

 Немного замечтался)

 Прямо за этим двориком начинается подъем в гору. Гора не высокая и подъем достаточно прост, по каменистому поросшему травой склону на вершину ведет тропа.

       

 По местному преданию эта гора получила название от существовавшего в ее окрестностях мужского монастыря, что не подтверждается документально. Однако существует легенда в которой говорится, что в престольные праздники бурлаки часто слышали из глубины Монастырской горы торжественный утренний и вечерний звон. Стопами босых ног ощущали еле уловимые вздрагивания. Из глубины горы доносился протяжный звенящий звук. Через мгновение звук повторялся, как бы в отражении, звук с колокольни и звуки с горы повторялись, и переходили в перезвон. Завершали перезвон три сильных колокольных удара, которые раздавались почти одновременно с ударами колокола в звоннице ширяевской церкви. По версии без мистификаций название горы связано с её местом расположения. Некогда эти земли, принадлежали звенигородскому Савво-Сторожевскому монастырю, к 1903 году этот монастырь в селе Ширяевский буерак имел 23 десятины пашни и 127 десятин леса. Впрочем, в распоряжении монастырских старцев оказалась вся северо-западная часть Самарской Луки.

       

 На высоте около 30 метров от подножия горы на восточном склоне разбросаны останцы выветрившихся пород известняка. Некоторые из них достигают в высоту до нескольких метров. Они имеют причудливую форму, их ещё иногда называют ширяевскими сфинксами.

       

       

  Отсюда открываются потрясающие виды на волжские просторы и на само село Ширяево.

       

       

 Первое упоминание о селении в исторических документах относится к 40-м годам ХVII века, однако поселения человека в этом месте известны с Х в. Годом основания села принято считать 1643, когда этот участок земли был жалован самарскому помещику Михаилу Филлитову. Тогда это поселение было известно под именем деревни Ширяев Буерак. Видимо название связано с размерами «буерака» - то есть оврага, его простором – ширью, хотя может топоним связан и с прозвищным личным именем Ширяй, Ширяев. Екатерина II во время путешествия по Волге от Твери до Симбирска подарила эти земли своему фавориту графу Орлову и с 1768 г. они стали частью поместья Орловых-Довыдовых. Название села неоднократно менялось: деревня Ширяева, Ширяевка, село Ширяевское. С построением деревянной церкви в 1894 году, село официально стало называться Богоявленским. Церковь просуществовала недолго, была закрыта в 1930г и разобрана на стройматериалы. На месте церкви теперь стоит памятник погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

       

 Отсюда дома внизу кажутся совсем игрушечными.

       

       

 Дуновения ветра и склон оживляется волнами. Колыхание трав, вольный ветер, солнце да синее небо с кудрявыми облаками над головой, открывающиеся просторы волжского раздолья. Вот оно ощущение свободы, свободы ради которой некогда бежали сюда крестьяне из центральной Руси, вольные люди, казаки образовавшие в Жигулёвских горах Волжскую вольницу.

       

       

 Немного выше рельеф склона образует довольно просторную естественную видовую площадку. На ней в 30 июня 1999 г., в честь 2000-летия рождества Христова в память всех тех, кто сложили голову за Великую Русь, установили Крест Памяти и Покаяния.

       

 Это ещё не вершина это только половина пути до неё.

       

 Вершина покрыта лесом и чем ближе мы к ней приближаемся, тем чаще на пути встречаются деревья, красивые ветвистые дубы-колдуны с причудливо изогнутыми стволами.

       

       

 Ещё чуть-чуть и мы уже на вершине. Останавливаемся, чтобы перевести дух и оглядеться, а вид отсюда открывается стоящий. Прямо напротив, возвышается Попова гора, объект очень интересный и это тема отдельного поста.

       

 Среди склонов гор уходит вглубь по долине Ширяевского оврага дорога к ещё одному интересному месту - Каменной чаше. Урочище представляет собой округлое чашеобразное расширение, образованное слиянием трех оврагов окруженное со всех сторон горами, представляет собой как бы огромную каменную воронку. Это одно из живописных, мест Ширяевской долины, расположено в 12 километрах от села Ширяево. Каменная чаша упоминается в многочисленных легендах Жигулёвских гор. Так в одной из них рассказывается о сподвижнике Степана Разина Фёдоре Шелудяке, который, не желая сдаваться царским войскам, бросился с утёса на камни. Но камни раздвинулись, и попал Фёдор к Хозяйке гор. Долго жил в подземелье, но не радовал его каменный плен и умер он в тоске. С тех пор и плачет Хозяйка Жигулей, а слёзы её текут в Каменную чашу.

       

 По другому приданию была в селе Церковь в честь святителя Николая Чудотворца. В храме служил священник и был у него помощник – мальчик пономарь. Служили они исправно. Но налетела орда татарская, сметала все с пути, храмы разрушала, людей убивала. Взял священник самое дорогое из храма, ушел в горы с послушником и запрятал богослужебные сосуды в пещерке, а когда вернулись они в село, схватили их татары да давай пытать. Умер батюшка, не выдав тайны. Страшно стало мальчику, дрогнуло его сердечко не смышленое и повел он лиходеев к месту заветному. Схватил предводитель ханский Чашу руками не чистыми. Но не тут-то было. Высвободилась Чаша из рук супостата, да поднялась высоко в небо. А на этом месте забил источник чудотворный.В Каменной Чаше источников три, но только один из них считается святым и носит имя Николая Чудотворца. Местные жители рассказывают, что и сам старец иногда появляется в окрестностях села: помогает заплутавшим грибникам, спасает от диких зверей.

       

 Посетить источник моя давняя мечта, к сожалению пока так и не реализованная, но надеюсь все ещё впереди. Но вернусь к рассказу об объекте нашего внимания. Собственно Монастырской называют лишь западный склон горы, а восточную часть между Ширяевским и Козьим оврагами называют горой Верблюд. Мелкие овраги, выходя в сторону реки параллельными рядами, делят гору на отдельные увалы, напоминающие горбы этого животного. Здесь с восточной стороны на зеленом поросшем лесом склоне хорошо заметна узкая белая полоса, это Ванюшинский карьер. Назван он так по фамилии предпринимателя, в начале прошлого века владевшего заводами по переработке известняка в Ширяево. Тут же находятся знаменитые штольни Верблюд горы.

       

       

 Высота потолков в штольнях около 4-5 метров, подпираемые массивными колоннами уходят они вглубь горы. Здесь всегда холодно, даже в самый жаркий летний день, леденящий воздух, выходящий из них можно почувствовать метров за 10 подходя к входу. Здесь царит тишина, нарушаемая лишь шуршанием камней под норами. Прибывая здесь порой могут возникать даже жутковатые ощущения, вызванные не темнотой и циклопическими размерами штреков, а именно этим абсолютным безмолвием, но страха не возникает, его побеждает любопытство и интерес к этим рукотворным лабиринтам.До середины ХХ века здесь была скала Козьи Рожки с необычными, задранными вверх и напоминающими рога, вершинами. Два взрыва в 1952 году полностью уничтожили замечательные вершины, так привлекавшие туристов, писателей, художников. «Верблюд-гора» - этот топоним появился уже позже, после исчезновения Козьих Рожек.

       

 Сейчас в выступающей части скалы, при включении воображения конечно, можно разглядеть профиль головы верблюда, её вершина имеет народное название «Балда» и представляет собой прекрасную смотровую площадку.

       

 Красивейшие места, так притягивающие сюда людей, художников и писателей за вдохновением, туристов интересными маршрутами. Здесь камень таит в себе историю, вода несет силу, а небо отражается даже в колючках, окрашивая их глубоким синим цветом.

       

 Было неожиданно встретить такую яркую поляну всю усеянную этими синими соцветиями мордовника.

       

 Красиво здесь, не даром эти места так приглянулись художнику живописцу Илье Ефимовичу Ре́пину, камера не передаст всей красоты и пейзажности присущей этим местам.

       

 Спускаемся и чем ближе к подножью, тем выше становится трава. И вот пробираясь сквозь заросли рослой по пояс травы выходим на дорогу.

       

 Есть ещё немного времени до прибытия Омика, а значит ещё успеем подняться на соседнею Попову гору.

       

       

 Попова гора знаменита своими штольнями. Здесь велась добыча строительного камня и известняка для производства извести. В 1897 году у подножия Поповой горы возник первый завод - "Ширяевец", принадлежавший купцу Макарову из Уральска и его зятю Назарову из Самары. Вскоре этот завод был приобретён известным предпринимателем, саратовским купцом Г.С.Ванюшиным. Впоследствии у него появился ещё завод чуть выше по реке, который затем стал именоваться "Богатырь". Ширяево стало центром горной промышленности Жигулей по добычи бутового камня, высококачественных известняков, производства извести и алебастра. За годы разработок породы в окрестностях села была создана обширная многокилометровая сеть подземных штолен. Работы в них были прекращены в середине 1950-х годов, тогда перешли на способ открытой разработки.

       

 Здесь и закончу нашу экскурсию, надеюсь, вам понравилось.

       

Читайте также:                                       Замело, закружило, заснежило.                                                       Под крылом Самара. 2012 полет нормальный.

makcon.livejournal.com


Смотрите также