Итальянский отец жигулей


На итальянских жигулях по Сицилии

Текст: 

Григорий Лейзенберг

Фото: 

Григорий Лейзенберг

 

Нет ни прошлого, ни будущего, только девять дней настоящего по серпантину сицилийских дорог. Остров в Средиземном море неожиданно удивлял – воображение рисовало скалистую мрачность прародителя мафии, а действительность представляла красивейший уголок земли, с древними городами, современными трассами и неповторимым воздушным коктейлем для желающих вырваться за рамки обыденности.Палермо и ЧефалуИнтрига заключалась в том, что изначально мною не был разработан маршрут по Сицилии, не были заказаны гостиницы и авто. К тому же никто не ждал меня в городе с красивым названием. Что знал я о столице острова? Да ничего, кроме сцен из популярного в недавнем советском прошлом фильма «Сто дней в Палермо», в котором было просто не сосчитать количества убийств за полтора часа просмотра.

Комфортабельный современный паром пришвартовался в морском порту в шесть утра.

По опыту я знал, что проще взять в аренду машину именно там. Сразу же обозначилась моя, уже ставшая традиционной, проблема: не удается найти «автомат», а я не умею ездить на «коробке»! Когда я начал обходить агентства по аренде машин уже по второму кругу, в одном из них импозантный сицилиец по имени Гаспар (заметьте - имя испанское, истинных итальянцев на Сицилии практически нет), к моему удивлению, немного говорящий по-русски, решил слукавить. Он нашел мне автомобиль, быстро оформил договор и усадил меня в маленький и уютный ультрасовременный «Ниссанчик». Я уложил вещи, поправил зеркала, но… тронуться с места не смог. Коробка! Наверное, Гаспар рассчитывал, что я уеду-таки, раз подписал бумаги и расплатился. Как бы не так! Пришлось ему гнать для меня «автомат» из аэропорта! А я тем временем, оставив у него вещи, чудненько прогулялся, увидел светлые дома города, дворцы в каком-то смешанном арабо-европейском стиле и грандиозный кафедральный собор.

Еще я купил путеводители по Сицилии на русском языке и необычные часы «пьяное пианино» - они теперь висят в моей комнате-музее.

…Маленький «фиат 500» был именно тем, что нужно для узких итальянских улочек, но на самой первой из них я лихо прошелся по зеркалам стоящих на обочине машин (все-таки левый руль!) и оказался на одной из главных улиц Палермо, идущей параллельно морю.

Выехав за город, я столкнулся с новой проблемой: при малейшем нажатии педали газа мотор начинал надрываться. Что делать? Остановился и, перенажимав все, что можно, поехал дальше. Стало чуть лучше. Разобрался я с этим только к вечеру. Оказалось, у современных итальянских «жигулей» есть и коробка, и автомат. На следующий день я переключился на родной «автомат» и до конца путешествия больше не имел проблем.

Правда, обозначилась еще одна трудность: навигатор с закачанными итальянскими картами оказался бесполезен! Мне пришлось, кроме функций водителя, стать еще и «навигатором», а значит, держать в голове карту Сицилии, помнить направление движения, смотреть на указатели... Это поначалу мешало: чужая страна, незнакомые дороги, непривычные съезды. Чуть прозевал указатель, и ты уже не въезжаешь в город, а выезжаешь из него.

План у меня был простой: я решил объехать вокруг острова вдоль побережья. Первую остановку сделал в Чефалу, городке, стоящем у моря. Он напомнил мне средневековый Акко, что на севере Израиля близ Хайфы. Погуляв пару часов и перекусив на центральной площади вблизи красивейшего дворца, я вернулся к машине, которую припарковал недалеко от городского пляжа. На лобовом стекле виднелась бумажка – видно, я что-то нарушил. Из всего написанного я сумел прочитать лишь фразу «сто евро». Но это не Израиль и не Германия, где информация передается по каналам связи мгновенно, а всего лишь отсталая Сицилия. Да и не знал я, где и как тут оплачивать. В общем, я так и не заплатил этот штраф, но это даже не отразилось на моих новых въездах в зону Евросоюза!

Савока и Таормина«Прима колосьоне» (первый завтрак) - и я в пути. Ищу Савоку – городок, где снимался фильм «Крестный отец». Дорога вдоль моря немного скучна своим однообразием, скорость небольшая из-за плотного движения и большого количества непривлекательных деревенек.Я едва не проскочил небольшой Савоку. Правда, на мой взгляд, это скорее деревушка в горах. На площади установлен памятный знак – силуэт оператора в зеркально-металлическом исполнении, а в маленьком кафе «Витель» устроен небольшой музей съемочной группы легендарного фильма Фрэнсиса Коппола.

Помните эпизоды из фильма, когда Майкл знакомится с отцом Аполлонии, девушки греческого происхождения, ставшей впоследствии женой будущего крестного отца и погибшей во взорвавшемся автомобиле? Так вот, кадры снимались именно в этом кафе. Я обедал за тем же столиком, где когда-то сидели Майк, Аполлония и ее отец!

Говорят, что после выхода «Крестного отца» деньги то ли от его проката, то ли просто кинутые сицилийской мафией пошли на реставрацию и обустройство Савоки. Новые сооружения возводились исключительно под старину и ничуть не испортили облик городка. Бродить по вымощенным камням пустынных средневековых улочек, смотреть на открывающиеся, захватывающие дух пейзажи, заходить в одновременно похожие и не похожие друга на друга сицилийские церкви - непередаваемое удовольствие.

Еще в первый раз, попав в Европу, я был удивлен безлюдности католических храмов – заходи, смотри, кидай деньги, зажигай свечи, даже служителей культа не видно. На Сицилии такое ощущение не только от посещения церквей, но и от городков в горах – ухоженно, чисто, но никого на улицах. Кто живет в этих виллах, что лепятся на высоте, как ласточкины гнезда?Как ни странно, люди начали появляться выше Савоки, там есть несколько колоритных горных поселений – это уже не музейные места, а потому и впечатлили они особо. Услышав пение в церкви «Сан Онуфрио» (я все названия стараюсь фотографировать), заглянул в нее и чуть не вскрикнул – красотища необыкновенная! Картины, скульптуры, старинная роспись потолка - и это в какой-то богом забытой деревушке! Недаром в справочнике было написано: хочешь увидеть истинное лицо Сицилии, поезжай в глубь острова. Это великолепие странно диссонировало со скромной кучкой престарелых прихожан, собравшихся на проповедь.

А через час, прорвав надвигающуюся темноту, я буквально влетел в высокогорный городок Таормина, по праву считающийся самым красивым на восточном побережье Сицилии. Он влюбляет и очаровывает сразу – светящаяся старинная игрушка для обалдевших от ее красоты туристов! Узкие улочки, эффектная подсветка, завлекательные магазины сувениров, хочется бродить и бродить…

Таормина, Кастельмола и РандаццоРаннее утро. Пасмурно, слегка накрапывает дождик, но даже в такую погоду вчерашний городок выглядит уютным и праздничным, а фотографии получаются еще контрастнее.

Из сувенирных лавок льется знаменитая неаполитанская песня. В парке 1914 года каждое дерево носит имя солдата-итальянца, погибшего в первой мировой войне.

Парк редкой красоты. Внизу плещется и манит к себе море, но еще больше тянет вверх, в горы, где обозначены какие-то необычные, влекущие к себе строения.

Пообедал в кафе на центральной площади, заказывал блюда только с итальянскими названиями в англоязычном меню, но что-то с этим не везло. Паста с помидорами дорогая и невкусная, чая нет, принесли капуччино, я его терпеть не могу, но этот вроде бы ничего, сицилийский!

Думал поехать на юг вдоль восточного побережья, в сторону Катании, но опять пропустил поворот при выезде из города. Интересно, а что там? Дорога шла резко вверх, на узкой полосе не развернуться. Так и доехал до деревеньки Кастельмола, светившей вчера ночью огнями с горы. Провидение? Теперь уже знаю точно: было бы обидно не увидеть этот чудный уголок природы и произведение рук человеческих. Унылый осенний дождь только добавлял колорита. Посидел в местном эротико-хулиганском кафе (настоящий музей секса в горах), прикупил забавные бутылочки вина в качестве сувениров и погулял с зонтиком по древним улицам.

Еще в кафе достал путеводитель с картой и стал планировать. Задача была определить, где провести третью ночь. Решил двигаться в сторону Этны. Недалеко от въезда в Катанию увидел поворот, ведущий к северному подножью самого значимого действующего вулкана в Европе. Иду на Этну!

Путь к вулкану непростой, точнее, их два - северный и южный. Выбрал северный, справочники указывали, что там природа поинтереснее. Восхождение назначил себе на завтра, а ночевать запланировал в городке Рандаццо. Добрался туда поздним вечером. Первое впечатление – попал в Средневековье! Мрачные улицы, почерневшие дома, закрытые жалюзи окон, картину дополнила старинная брусчатка под ногами. Город построен из вулканического камня и вызывает необъяснимое волнение, тем более что людей нет вообще, а немногочисленные машины еще больше пугают своими яркими фарами. В этом темном лабиринте узких средневековых улиц совсем нетрудно заблудиться до утра.

Именно в Рандаццо я впервые оценил радушие сицилийцев. Было уже поздно, ресторан в отеле не работал, а есть почему-то хотелось. Нашел маленький продуктовый магазинчик и, зная, что островитяне не говорят ни по-русски, ни по-английски, принялся общаться с хозяином на языке жестов. Сначала я попросил продавца открыть бутылку, так как в номере наверняка не будет штопора. Сицилиец расценил мой жест как желание продегустировать вино, быстро его откупорил и дал попробовать. После одобрения клиента он хотел положить в пакет новую бутылку, на что я замахал руками, претендуя на открытый вариант. Потом был выбор мяса и сыра, тоже с дегустацией и желанием хозяина угодить. Вместо выбранного мной черствого хлеба он принес из подсобки свежую булку, а прощаясь, подарил мне штопор. Уже в номере я обнаружил в пакете с продуктами две бутылки вина - открытую и новую. Милейшие люди, эти сицилийцы! Лег спать опять очень поздно, счастливый и умиротворенный.

Продолжение читайте в следующем номере журнала.

Ваша оценка: Нет

www.bestmagazine.ru

Как снимали "Невероятные приключения итальянцев в России" продолжение - Кино

Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, и настаивал на том, чтобы самому исполнять все трюки. Например, в эпизоде, когда его герой пролез по 11-метровой лестнице, которая находилась на двигавшейся со скоростью 60 км в час пожарной машине. Актер вылез из кабины, залез на лестницу, пробрался на четвереньках до ее конца, сполз на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и влез в салон.

Даже для бывалого каскадера это являлось сложным трюком. Миронов спускался из окна шестого этажа гостиницы «Астория», держась руками за ковровую дорожку, висел над Невой, ухватившись за края разведенного моста на высоте двадцатиэтажного дома, а внизу под ним проплывал пароход. В одном из эпизодов лев Кинг поднялся на задние лапы и оцарапал спину итальянскому актеру. А Миронов отыграл три дубля со зверем.

На Миронове, честно говоря, этот фильм и держится, именно вокруг него пляшут в этой картине стройная Ольга (Антония Сантилли), подарившая зрителям парочку сцен на грани стриптиза, но в целом сыгравшая большую и чистую любовь с персонажем Миронова, смешной мафиози в исполнении Тано Чимароза, нелепая парочка родственников-итальянцев и другие персонажи.

Миронов не только чудесно исполнил свою роль, в очередной раз подарив зрительницам сплав обаяния, веселья и изящества (его первое появление, когда он подъезжает на трапе к самолету, чрезвычайно эффектно), но и проявил чудеса актерской отваги. Храбрость летчиков из Ульяновска, посадивших самолет прямо на автомобильную трассу да еще без разрешения начальства, вполне понятна. Летчики они по определению люди смелые, да еще Рязанов их поддразнивал: «Что, слабо?» — вот они и выдали.

Но когда артист, интеллигент, представитель сугубо мирной профессии висел, зацепившись за край разведенного моста, и молча исполнял другие фокусы — это было что-то. Миронов сам спускался по ковровой дорожке с шестого этажа ленинградской гостиницы «Астория» (в которой, кстати, всегда останавливался, приезжая в Ленинград). Сцена, в которой капитан Васильев плавал под водой, нырнув под воду за драгоценностями, снималась в Неаполе, и поэтому Андрей Миронов опускался на дно тёплого Средиземного моря, а не холодной Невы.

А его непосредственное общение со львом Кингом, до этого уже продемонстрировавшим свой не слишком дружелюбный нрав, и вовсе стало легендой, получив классификацию скромного актерского подвига.

Будущая актриса Мария Миронова появилась на свет во время съемок «Невероятных приключений итальянцев в России». Андрей Миронов был в то время в Ленинграде. По воспоминаниям Эльдара Рязанова, когда Миронову сообщили о рождении дочери, он ужинал в ресторане ”Садко” гостиницы ”Европейская”. От счастья молодой отец тогда чуть не съел бутафорскую загипсованную ногу Евгения Евстигнеева.

В те годы в этой комедии состоялась «презентация» новейшей модели «Жигулей» «ВАЗ-2103». «Тройка», или «трешка», в 1974 году была самой дорогой и престижной легковушкой малого класса отечественного автопрома. Едва появившись на киноэкране, «ВАЗ-2103» стал автомобилем-мечтой для десятков миллионов советских людей.

Множество хромированных деталей, не виданные доселе тахометр, подлокотники и подголовники, а также мощный движок — все это делало «тройку» эталоном автомобиля. К этому следует добавить отличное качество сборки «Жигулей», особенно машин в экспортном исполнении. Многие комплектующие для них закупались за валюту в Италии, Венгрии и других зарубежных странах.

В сравнении с топорно сделанными «Запорожцами» и «Москвичами» вазовские легковушки вполне заслуженно воспринимались советскими людьми как настоящие иномарки. По ходу действия «Приключений итальянцев» красный «ВАЗ-2103» лихо проносился по грязи, перелетал через забор, бился боками о различные препятствия, а после превращения в груду мятого железа его лихо восстанавливали работники советского автосервиса. Конечно, даже наши детишки понимают, что в съемках принимают участие несколько одинаковых автомобилей.

Картина, о которой идет речь, совместная — режиссером был Эльдар Рязанов, а продюсером — итальянец Франко Промори. Поскольку в фильме предусматривалось множество автомобильных трюков, наши зарубежные парт­неры закупили для съемок даже не по две, а по пять штук «Москвичей-412» и «ВАЗ-2103». Команда советских каскадеров начала готовить машины к съемкам.

Но тут появился продюсер картины и сказал, что все трюки будет выполнять итальянец Серджио Миони. Прилетев в Москву, он написал целый список необходимого ему реквизита. Были в этом списке и ремни безопасности. Что это такое, в СССР тогда мало кто представлял. Помощник режиссера картины побежал и принес ему пожарный рукав: «Прихватим его двумя болтами к кузову — и порядок». Услышав это, Миони упал в обморок. Потом уже из Италии ему прислали настоящие ремни.

В далекие 70-е в нашей стране в процессе киносъемок разрешалось бить только списанные машины. На итальянцев это правило не распространялось, поэтому во время работы над «Невероятными приключениями» из пяти новеньких «Жигулей» они вдребезги расколотили целых три штуки. Впрочем, игра стоила свеч. После того как комедия вышла в зарубежном кинопрокате, она сделала отличную рекламу Волжскому автозаводу, чью продукцию тогда только начинали приобретать западные страны…

Продолжая автомобильно-водную тему, стоит вспомнить эпизод, в котором «Москвич-412» производства АЗЛК (от ижевского собрата он отличался лишь формой фар да облицовкой радиатора) форсирует водную преграду по дну водоема. Именно в этот момент была произнесена фраза, которая вызвала бешеный взрыв хохота в кинозалах, — сидящий на пассажирском сиденье итальянец просит водителя: «Осторожно, рыбку задавишь!»…

************************************************************

Зато вот сцены со львом получались лучше у русских актеров.С актёром по имени Кинг — львом, выросшим в квартире бакинского архитектора, — отношения тоже не складывались. Дрессировка и домашнее воспитание — совсем не одно и то же.

Своенравному зверю было наплевать на жёсткий съёмочный график, на бюджет, на советско-итальянские отношения — он игнорировал сценарий и делал только то, что хотел. Не хотелось ему прыгать в окно склада матрёшек — и группа покорно ждала три ночи. На четвёртую Кинга что-то заинтересовало внутри склада, и он прыгнул.

Лев Кинг был домашним зверем – он жил в семье Берберовых, которые прославились на всю страну своим квартирным зверинцем. Кингу на обед нужен был целый холодильник продуктов: несколько килограмм мяса, яйца, рыбий жир. Зарплата у Берберовых была небольшая, и прокормить огромного взрослого льва было очень трудно. Поэтому они приняли предложения о съемках.

- При сьёмках льва Кинга его хозяин, прочитав сценарий, заявил «Сценарий очень плохой. Он не учитывает и сотой доли возможностей моего Кинга. А Кинг может все!». После чего сценарий был пополнен новыми эпизодами и трюками. Однако в реальности выяснилось, что лев ленивый, отказывался делать многие трюки с первого раза.

Также выяснилось что актёры панически боятся льва, первым на контакт с Кингом пошёл Миронов, увлекая остальных своей храбростью. После этого Рязанов дал себе слово больше никогда не быть режиссёром — анималистом.

Работа в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала для Кинга звездным и последним часом. В качестве временной жилплощади на период съемок в Ленинграде семье отдали целую школу. В какой-то момент льва оставили в школьном спортивном зале на несколько минут без присмотра. Кинг заинтересовался зевакой в школьном саду.

По словам очевидцев, парень стал корчить рожи и прыгать, поворачиваясь то лицом, то задом ко льву. Для Кинга это был призыв к игре: ассистент так репетировал с ним эпизод для «Итальянцев», когда лев бежит за человеком и валит его на землю. Он встал на задние лапы, выдавил стекло в окне, подбежал к парню и повалил его на землю.

Девушка, ждавшая его у забора, закричала: «Помогите, лев рвет человека!». С обеденного перерыва возвращался лейтенант милиции Гуров. Он услышал крики, подбежал к забору, не разобравшись, что происходит, выстрелил в Кинга. Лев тут же отошел от парня в сторону разбитого окна. Но Гуров разрядил в Кинга всю обойму.

Кстати, впоследствии, лейтенант сделал головокружительную карьеру и стал генералом и председателем комитета Госдумы по безопасности. После гибели Кинга Сергей Образцов и Юрий Яковлев подарили Берберовым второго льва, которого тоже назвали Кингом. Именно он через несколько лет стал причиной трагедии – убил сына своих хозяев и ранил хозяйку. После «Невероятных приключений итальянцев в России» Эльдар Рязанов зарекся снимать животных. (с)

cinematographua.livejournal.com

Все фотографии по: "Fiat Жигули" / badumka.ru

Fiat 124 - предтеча ВАЗ 2101 | Автомо...

Копейка

FIAT Vs ВАЗ / личный блог Kima_Кепка ...

Fiat 126 отец жигулей – Италия по-русски

Прототипы советских авто (Волга-Ford ...

Прототипы советских авто (Волга-Ford ...

Большинство советских автомобилей коп...

СССР — страна клонов - 1965

БАЯН*Несбывшаяся модернизация: ВАЗ 21...

История ВАЗ / личный блог Stan1ey. / ...

FIAT Vs ВАЗ / личный блог Kima_Кепка ...

История модельного ряда Волжского авт...

Предок Жигулей - Fiat 124 | Автомобил...

Украинский клуб любителей FIAT / CLUB...

Итальянский

Сравнение ВАЗ 2101 седан и Fiat 124 b...

Сравнение ВАЗ 2101 седан и Fiat 124 b...

Fiat 124 или какой могла быть классика

Этапы большого пути или о том, что бо...

Fiat 124 — Википедия

badumka.ru

Автомобили Папы Римского

Двенадцать ливрейных лакеев, именуемых красивым итальянским словом palafrenieri, несут на плечах богато украшенное, обитое шёлком кресло (между прочим, также имеющее собственное имя — sedia gestatoria), на котором восседает седовласый старец — монарх города-государства Ватикан. Последнего, обычно, называют Папой Римским, а потому переносной трон, использовавшийся на протяжении многих веков, можно считать... прообразом современного папамобиля!

Между прочим, упомянутый паланкин sedia gestatoria использовался до конца прошлого тысячелетия! Даже появление автомобиля в папском гараже не мешало верховному понтифику Вселенской Церкви пользоваться услугами palafrenieri... Хотя первая самобеглая коляска появилась на территории Ватикана больше столетия назад: в 1909 году кардинал Фарлен презентовал понтифику Пию Х (1903-1914 гг.) мощный лимузин Itala 20/30, однако подарок остался невостребованным: «Я родился бедным, жил бедным и желаю умереть бедным», — говаривал Папа, прослывший закоренелым аскетом и чуравшийся дорогих подношений. Так что «святые колёса» первого папамобиля намотали всего 12 километров.

С 1909-го, когда в папском гараже появился первый автомобиль, до 1929-го, когда состоялось освобождение «ватиканского пленника», Папе Римскому также дарили машины. К концу понтификата Пия XI (1922-1939 гг.), оказавшегося настоящим ценителем «самобеглых повозок», к услугам папы были доступны шестнадцать (!) автомобилей таких марок, как Fiat, Bianchi и Isotta Fraschini...

Впрочем, и ездить Папе было некуда — до 1929 года монарх города-государства попросту не покидал пределы своего владения. Так называемый «Римский вопрос» сделал первоиерарха Католической Церкви «невыездным»: в 1870-м, когда некогда могущественная Папская область прекратила своё существование, а Рим перешёл под контроль Италии, Папа Римский Пий IX (1846-1878 гг.), протестуя против такого развития событий, объявил себя «ватиканским пленником» и навсегда отказался пересекать итало-ватиканскую границу... И только Бенито Муссолини, подписав со стороны итальянского правительства Латеранское соглашение прервал многолетнее заточение патриархов Запада.

В знак освобождения «узника Ватиканского дворца» компания Citroen передала Святому Престолу бордовый папамобиль C6E Lictoria, кузов и внутреннюю отделку которого сделали итальянские мастера. Обивщики и краснодеревщики приложили максимум усилий, чтобы лимузин для Ватикана отличался от обычного Citroen C6: многие элементы кузова, включая массивную решётку радиатора, покрыли позолотой, салон отделали дорогими породами древесины и бархатом... Причём бархат украсили вышитыми монограммами святого Христофора — покровителя водителей и путешественников.

Citroen C6E Lictoria можно считатать первым в истории папамобилем — автомобилем, построенным специально для Папы Римского

К созданию автомобиля для преемника Князя Апостолов не менее ответственно подошли и немцы из Mercedes-Benz. В 1930 году тогдашнему первоиерарху Пию XI (1922-1939 гг.) передали роскошный лимузин модели 460 Nurburg, который по уровню отделки перещеголял франко-итальянский Citroen C6E Lictoria. Вместо вышитых монограмм — серебряный медальон, на котором изображён святой Христофор, на парче и атласе — вышитые голубки, символизирующие Святой Дух. Кстати, «Мерседес» оказался настоящим долгожителем — за рулём «старичка» любил прокатиться даже Иоанн Павел II.

С водителем, отделённым стеклянной перегородкой, единственный пассажир Mercedes-Benz 460 Nurburg общался при помощи кнопочного пульта: Папа нажимал кнопку (например, «Destra» — направо), соответствующая команда зажигалась на специальном табло, закрепленном под панелью приборов, после чего водитель осуществлял требуемый манёвр

Известно, что следующий папа, Пий XII (1939-1958 гг.), также предпочитал автомобили марки Mercedes-Benz. Особенно примаса Италии восхищал кабриолет модели 230 — перед самым началом Второй мировой, в 1939-м, редкую для своего времени машину передали гаражу Ватикана. И именно на этом «Мерседесе» митрополит Римской провинции отправился по предместьям столицы Италии, чтобы успокоить верующих после бомбардировки города самолётами американских ВВС. По иронии судьбы, автомобиль сломался, и понтифику пришлось пересесть на... американский Graham Paige 837 — эта машина, как и другие экспонаты из папского гаража, досталась новому правителю Святого престола от своего предшественника.

Ирония судьбы: успокаивать жителей Рима после бомбардировки города американцами Папе пришлось из американской же машины. На фото — Graham Paige 837, служивший понтификам Пию XI и Пию XII

Mercedes-Benz 230G — несомненно самый известный из папамобилей. Эта машина со своим владельцем Иоанном Павлом II побывала во многих уголках планеты и «засветилась» на сотнях фотографий, став синонимом слову «папамобиль»

В послевоенное время дорогих подарков от автопроизводителей Ватикан не получал достаточно долго. И только когда «добрый Иоанн» — Иоанн XXIII (1958-1963 гг.) — надел папскую корону после Пия XII, в городе-государстве появились лимузин Chrysler Crown Imperial, кабриолет Lancia Flaminia и ландоле Mercedes-Benz 300d (под этим названием скрывается открытый четырёхдверный седан). В 1965-м инженеры из Штутгарта выпустили новый ландоле для нового патриарха: Павел VI (1963-1978 гг.) получил роскошный 6,3-литровый S600 Pullman, после чего зародилась традиция — как только на конвейере появлялось новое поколение S-Класса, на его основе обязательно строился открытый папамобиль.

Роскошный Mercedes-Benz 300d (в кузове W189), в 1960-м переданный Иоанну XXIII. На этой фотографии хорошо видно, что представляет собой кузов ландоле: задняя часть четырёхдверного седана оборудована складной мягкой крышей, что удобно и для публичных мероприятий, и для повседневного использования

Mercedes-Benz S600 Pullman: в Штутгарте выпустили всего 59 ландоле серии W100, один из которых был подготовлен для ватиканского гаража

В 1975-м Павел VI заложил новую традицию: вместо помпезного лимузина монарх города-государства Ватикан выбрал... внедорожник. Toyota Land Cruiser покорил понтифика высоким расположением трона (паства могла прекрасно видеть своего пастыря), а водители не уставали нахваливать тяговитый дизель и понижающую передачу, благодаря которым машина буквально ползла со скоростью пешехода, что во время миссионерских поездок оказалось крайне важным.

Toyota Land Cruiser Павла VI — первый внедорожник в папском гараже. Рецепт создания этой машины примитивен: кузов покрасили в белый цвет, в задней части смонтировали поручни

Отдельная, но весьма обширная разновидность папамобилей — машины, которые строились для одного-единственного визита понтифика. В их числе — уникальный Lincoln (слева) для проезда Павла VI по Нью-Йорку, оснащённый подъёмным папским троном на гидродомкрате, и Cadillac Develle, на котором Иоанн Павел II приветствовал паству Мексики

Иоанн Павел II (1978-2005 гг.) тоже любил внедорожники. И знаменитое покушение, когда 13 мая 1981 года фанатик (а по другим данным — пособник советских спецслужб) Мехмет Али Агджа ранил первоиерарха, Кароль Войтыла пережил, находясь внутри неказистого полноприводника Fiat Campagnola. С этого момента для папы римского готовили только бронированные автомобили: в 1982-м ватиканский гараж получил Land Rover, заднюю часть которого закрывал пуленепробиваемый колпак из прозрачного стекла, а позднее данную машину сменил Range Rover, построенный по аналогичному рецепту.

Иоанн Павел II за секунду до (фото слева) и сразу после покушения. В патриарха Запада стрелял участник турецкой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа, тяжело ранивший главу католиков в живот. Именно после этого события папамобили стали бронировать

Range Rover, построенный для Иоанна Павла II после печальных событий 1981 года. Обратите внимание, что, вопреки требованиям безопасности, боковые стёкла бронированной капсулы открыты

Но больше всех по душе тогдашнему первоиерарху Католической Церкви пришёлся белый мерседесовский Geländewagen — это, пожалуй, самый известный папамобиль за вековую историю ватиканского гаража. Правда, на закате своего понтификата Иоанн Павел II обычно пользовался другим автомобилем — внедорожником Mercedes ML430, которому инженеры из Штутгарта понизили клиренс и оборудовали специальными въездами для... инвалидной коляски. В последние годы Кароль Войтыла передвигался на кресле-каталке, а потому рельсы, по которым коляску закатывали прямо внутрь стеклянного колпака, оказались для ослабевшего понтифика крайне полезными.

Все автомобили, на которых передвигается Папа Римский, имеют специальные номерные знаки: на прямоугольной табличке выбита аббревиатура SCV (что означает Statto della Citta del Vaticano — город и государство Ватикан) и цифра — порядковый номер машины в церковном гараже. При этом на время публичных поездок на папамобиль всегда крепится номерной знак «SCV 1»

Следующий обладатель папской тиары, Бенедикт XVI (2005-2013 гг.), оказался «книжником» — теологом, предпочитающим кабинетную тишину публичным выступлениям. А потому папамобилями пользовался редко, хотя автопарк Ватикана с приходом нового понтифика обновился кардинально. Да, Бенедикт оказался верен «трёхлучёвой звезде», отвергнув BMW X5 и Volkswagen Touareg, но машину для выездов на публику инженеры «Мерседеса» создавали по новому рецепту: вместо призматического колпака старый-добрый Geländewagen «накрыли» большой быстросъёмной (!) каплеобразной капсулой. Притом стёкла капсулы постарались сделать настолько прозрачными, чтобы они сливались с воздухом.

Святой Престол принимает далеко не каждый папамобиль. Так, например, Ватикан отверг подарок компании BMW, хотя Бенедикт XVI (в миру — Йозеф Ратцингер) — родом из Баварии. Невостребованной оказалась и машина, построенная инженерами Volkswagen... Зато Папа не отказался от Renault Kangoo Maxi Z.E. — этот электромобиль служит в летней резиденции понтифика

Geländewagen Бенедикта XVI, который специалисты Mercedes готовили больше двух лет. Как видите, машина может выезжать на публику в открытом, частично или полностью бронированном исполнениях

Какой автомобиль выберет следующий понтифик? Над такими мелочами Папа Римский наверняка не задумывается, хотя производители давно поняли, что постройка папамобиля — отличная реклама марке или, как сегодня принято говорить, product placement. А учитывая, что от следующего монарха Ватикана ждут кардинальных перемен, наверняка в папском гараже скоро появится совсем другая техника — гибриды и электромобили.

Алексей Кованов

auto.mail.ru


Смотрите также