Куйбышевская студия кинохроники. Огни жигулей 1958


Визит Никиты Хрущёва в Куйбышевскую область в 1958 году

Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев прибыл в Куйбышевскую область 9 августа 1958 года. В этот день он посетил г. Жигулёвск и г. Ставрополь (Тольятти). На следующий день, 10 августа 1958 года руководитель партии и советского государства принял участие в торжествах по случаю сдачи в эксплуатацию Куйбышевской (Жигулёвской) ГЭС, в то время крупнейшей в мире. 11 августа 1958 Хрущёв побывал в колхозе "Путь Ленина" (село Васильевка), а также в Куйбышеве и Новокуйбышевске. Фотографии любезно предоставлены Владимиром Самарцевым.

01. Хрущёв прибыл на спец. поезде в Куйбышевскую область, 9 августа 1958 г.

02.

03. Хрущёв в Ставрополе (Тольятти), Портпосёлок, 9 августа 1958 г.

04. Хрущёв на торжественном открытии Куйбышевской (Жигулёвской) ГЭС, 10 августа 1958 г.

05.

06.

07. Хрущёв в машинном зале Куйбышевской ГЭС, 10 августа 1958 г.

08. Никита Хрущёв и Иван Комзин (справа) - начальник управления строительства "Куйбышевгидрострой".

09.

10.

11.

12. Торжества по случаю открытия Куйбышевской ГЭС, 10 августа 1958 г.

13.

14. Никита Хрущёв на водосливной плотине Куйбышевской ГЭС 10 августа 1958 г.

15. Осмотр шлюзов Куйбышевской ГЭС

16.

17. Иван Комзин даёт пояснения на макете гидроузла.

18. Никита Хрущёв в гостях у колхозника Михаила Мясникова, колхоз "Путь Ленина" (село Васильевка, Ставропольский р-н), 11 августа 1958 г.

19. Никита Хрущёв в колхозе "Путь Ленина" (село Васильевка), 11 августа 1958 г.

20. Никита Хрущёв в колхозе "Путь Ленина" (село Васильевка), 11 августа 1958 г.

21. Никита Хрущёв в колхозе "Путь Ленина" (село Васильевка), 11 августа 1958 г.

22. Никита Хрущёв в колхозе "Путь Ленина" (село Васильевка), 11 августа 1958 г.

23. Никита Хрущёв осматривает кукурузные поля в колхозе "Путь Ленина" (село Васильевка), 11 августа 1958 г.

24. Никита Хрущёв осматривает кукурузные поля в колхозе "Путь Ленина" (село Васильевка), 11 августа 1958 г.

25. Никита Хрущёв в Куйбышеве, 11 августа 1958 г. Выступление Хрущёва перед трудящимися было сорвано из-за сильной жары, его опоздания, криков толпы и давки (ПОДРОБНЕЕ)

26.

27.

28. Никита Хрущёв на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе, 11 августа 1958 г.

29. Встреча Хрущёва с рабочими Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода, 11 августа 1958 г.

30. Никита Хрущёв на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе, 11 августа 1958 г. Пояснения даёт директор завода В.А. Касаткин.

31. Никита Хрущёв на заводе синтетического спирта в Новокуйбышевске, 11 августа 1958 г. Справа - директор завода А.С. Федотова.

32. Никита Хрущёв на Новокуйбышевском заводе синтетического спирта, 11 августа 1958 г.

33.

34. Никита Хрущёв и руководители правительства отбывают из Куйбышева, 12 августа 1958 г.

35.

Больше исторических подборок и фотосборников моего блога можно найти ЗДЕСЬ

посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙЯ в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

chronograph.livejournal.com

Куйбышевская студия кинохроники — WiKi

История

Куйбышевская (Самарская) студия кинохроники была основана в Самаре в 1927 году для создания документальных фильмов и киножурналов. Занимала дом номер 66 по улице Молодогвардейской.

С 1935 года — Куйбышевская база треста агитмассовых фильмов и кинохроники «Союзкинохроника». Директором стал Анатолий Митрофанович Поспелов.

С 5 февраля 1936 года — Куйбышевская киностудия Всесоюзного государственного треста по производству хроникально-документальных фильмов «Союзкинохроника».

С 23 марта 1938 года — Куйбышевская студия хроникально-документальных фильмов Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Министерства кинематографии РСФСР.

В конце 1941 года кадровый состав студии был усилен за счёт квалифицированных работников Центральной студии кинохроники в связи с её эвакуацией в Куйбышев. Директором Куйбышевской студии был назначен Г. М. Кацнельсон, а его заместителем — Ю. М. Дубман. Новому руководству студии было дано указание в месячный срок смонтировать и установить на студии вывезенное из Москвы лабораторное и звукозаписывающее оборудование, а также обеспечить выпуск следующей кинопродукции: «Союзкиножурнал» (четыре номера в месяц), «СССР на экране» (три номера в месяц), а также фильмопесни и короткометражные фильмы.

Поскольку Куйбышевская студия кинохроники стала базой Центральной студии, то сюда поступали боевые репортажи с фронтов. Здесь было сосредоточено производство оперативных сборников фронтовой кинохроники и военно-патриотических фильмов. В 1942 году были выпущены на экраны фильмы: «В бой за Родину», «Священная война», «В бой, сыны народа», «Самолёты идут на фронт», «Нефть фронту», «Хлеб фронту» и другие.

Продукция Куйбышевской студии была известна в годы войны и пределами СССР. Для зарубежного зрителя на студии создавались специальные киножурналы «СССР на экране», которые отправлялись союзникам — в Великобританию и США. В 1942 году на студии были произведены фильмы на экспорт — «Героический Севастополь», «Парад польской части».[3]

Совет Министров СССР издал постановление № 4621-р от 6-го апреля 1946 года о преобразовании корреспондентского пункта Куйбышевской студии кинохроники в городе Саратове в «Нижне-Волжскую студию кинохроники».

С 4 декабря 1947 года — Куйбышевская студия кинохроники Главного управления по производству фильмов Министерства кинематографии РСФСР, с 20 августа 1953 г. — Министерства культуры РСФСР, с сентября 1963 года — Госкомитета СМ РСФСР по кинематографии, с января 1966 года — Главного управления по производству фильмов комитета при СМ РСФСР по кинематографии «Кинокомитет РСФСР», с 4 сентября 1972 г. — Госкомитета СМ РСФСР по кинематографии «Госкино РСФСР»; с 10 августа 1988 г. — Главного управления по кинопроизводству Министерства культуры РСФСР, с 28 сентября 1990 г. — Госфонда развития кинематографии при СМ РСФСР «Госкинофонд РСФСР».

В 1950—1970-е годы киностудия освещала сооружение Волжской ГЭС, автозавода и целого города Тольятти, развитие науки, культуры, социального строительства, снимала фильмы о передовиках производства.

В 1977 году студия отметила своё 50-летие и к этому юбилею получила Почётную грамоту Президиума Верховного Совета РСФСР.

С 25 января 1991 года — Самарская студия кинохроники государственного фонда развития кинематографии при СМ РСФСР.

С 17 мая 1993 года — Самарская студия кинохроники комитета кинематографии РФ.

В апреле 2001 года произошло разделение собственно киностудии и фильмофонда: киностудия была преобразована в Открытое акционерное общество, а фильмофонд остался государственным имуществом.[4][5] В 2005 году все материалы самарской студии переданы в государственный архив (г. Красногорск Московской области). В 2007 году ОАО «Самарская студия кинохроники» перешло во владение частного лица.

Известные сотрудники

Фильмы

  • «Средняя Волга» (киножурнал, 1928)
  • «Письмо безенчукских колхозников товарищу Сталину» (1934)
  • «Жигулёвская кругосветка» (1936)
  • «Закон о счастье» (1937) Режиссёр М. И. Юров, оператор М. И. Ципорин, музыкальное оформление — Д. С. Штильман, звукооператор А. М. Камионский.
  • «Гидроузел на Волге» (1938)
  • «День в колхозе» (1938) Режиссёр М. И. Юров, оператор Н. П. Киселев, музыкальное оформление — Г. С. Гамбург, звукооператор Д. Н. Овсянников.
  • «Величайший в мире» (1939) Режиссёр М. И. Юров, операторы Н. П. Киселев, П. И. Пак, М. И. Ципорин. Музыкальное оформление — Г. С. Гамбург, звукооператор Д. Н. Овсянников.
  • «Звено победителей» (1939) Режиссёр О. Д. Покорский
  • «Иран» (1942) режиссёр монтажа Иосиф Посельский, оператор В.Штатланд, М.Сухова, И.Сокольников, текст Бориса Агапова.
  • «Чехословацкая часть в СССР» (1942)
  • «Два Максима» (1942)
  • «Материнский наказ» (1942)
  • «Песня смелых» (1942)
  • «Нефть фронту» (1942)
  • «Сталинская конница» (1942)
  • «Самолёты идут на фронт» (1942)
  • «Урал куёт победу» (Куйбышевская и Свердловская киностудии, 1943), реж. Ф.Киселев, В.Бойко, Я.Бабушкин, опер. Н.Степанов, О.Рейзман, план фильма Б.Агапова).
  • «Дорогой гость» (1943)
  • «Концерт татарского искусства» (1943)
  • «Магистраль страны» (1943)
  • «Мы сталинградцы» (1943)
  • «На боевом посту» (1943)
  • «Ферапонт Головатый» (1943) об инициаторе патриотического движения по сбору средств в фонд Красной Армии в период Великой Отечественной войны Ф. П. Головатом.
  • «Возрождение Сталинграда» (1944) Режиссёры: Иосиф Посельский, Борис Агапов. Производство: ЦСДФ, Куйбышевская студия кинохроники.
  • «Возрождённый завод» (1944)
  • «Каспийские рыбаки» (1944)
  • «Поток» (1944)
  • «Гордость страны» (1945)
  • «Орденоносная Чувашия»[7] (1945)
  • «Строительство Куйбышевской ГЭС» (1951)
  • «Огни Жигулей» (1958)
  • «Есть на пути село большое» (1966)
  • «Без легенд» (1968) об экскаваторщике Борисе Коваленко. Сценарист А. Сажин, режиссёры — Г. Франк, А. Бренч, А. Сажин. Операторы: И. Моргачев, И. Коловский, Ф. Робинсон, композитор П. Дамбис, звукооператор Я. Зиверт, монтажёр М. Чардынина. Текст от автора читает Н. Губенко.[8][9][10].

Киножурналы

  • «Средняя Волга»
  • «Союзкиножурнал»
  • «СССР на экране»
  • «Поволжье»
  • еженедельный киножурнал «Современник» (до 1992 года)
  • киноальманах «Самарская хроника. Кинолетопись» (1992—1993)

Литература

  • «Операторский фронт. Лекция во ВГИКе, 15 марта 1958 года». Журнал «Киноведческие записки» N 72, 2005
  • Храмкова Е. Л. Культура России 1941—1945 гг.: Отечественная историография рубежа XX—XXI веков. Самара. 2006.
  • Иванов К. Волга на экране. Из истории документального кинематографа в Поволжье // газета «Волжская коммуна» от 24 ноября 1972.
  • Спевачевский Г. Полвека в строю // газета «Волжская Заря» от 2 сентября 1977.

Примечания

  1. ↑ 1 2 Самарская кинодокументальная история исчезнет в архивах Москвы 18 октября 2005
  2. ↑ В Самаре поставят памятник Борису Свойскому Комсомольская правда, 15.03.2008
  3. ↑ ЦГАСО. Ф.4095. ОП.1. Д.22. Л.2.
  4. ↑ Указ Президента РФ от 4 апреля 2001 г. N 389 «О реорганизации федеральных государственных киностудий» Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 7 апреля 2001 г. N 69
  5. ↑ Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28.07.2003 № 1058
  6. ↑ ,Александр Назаров,Виктор Шубин,Игорь Саранский. «Кино — это исследование души» Волжская Коммуна, 10.04.2010
  7. ↑ Этот фильм можно посмотреть в музее воинской славы Чувашии, г. Чебоксары. Музей воинской славы ждёт посетителей 27.04.2010
  8. ↑ В фильме «Без легенд» (реж.: Г. Франк, А. Бренч, 1968) противопоставлялись «лакировочный» портрет передовика производства, созданный официозной пропагандой, и правдивый рассказ о его судьбе. Тема и даже приёмы фильма предвещали появление картины Анджея Вайды «Человек из мрамора» (1978). — Документальное кино в СССР. Энциклопедия отечественного кино (под редакцией Любови Аркус)
  9. ↑ «Без легенд» — фильм-дискуссия, где позиция авторов — уже в самом заголовке. Это спор с документальными лентами, в которых солнце всегда в зените, а герои не отбрасывают теней. — С. А. Муратов Пристрастная камера. Границы портрета. — «Аспект Пресс», 2004
  10. ↑ Примечательно драматургическое строение фильма «Без легенд» (Куйбышевская студия кинохроники, 1967), где представлены две модели трактовки образа одного и того же человека — патетическая и драматическая. — Л. Н. Джулай «Документальный иллюзион: Отечественный кинодокументализм — опыты социального творчества» — Изд-во «Текст»

Ссылки

ru-wiki.org

Огни Жигулей [Текст] : Творчество гидростроителей : [Лит.-худож. сборник]

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Куйбышевская студия кинохроники — википедия орг

История

Куйбышевская (Самарская) студия кинохроники была основана в Самаре в 1927 году для создания документальных фильмов и киножурналов. Занимала дом номер 66 по улице Молодогвардейской.

С 1935 года — Куйбышевская база треста агитмассовых фильмов и кинохроники «Союзкинохроника». Директором стал Анатолий Митрофанович Поспелов.

С 5 февраля 1936 года — Куйбышевская киностудия Всесоюзного государственного треста по производству хроникально-документальных фильмов «Союзкинохроника».

С 23 марта 1938 года — Куйбышевская студия хроникально-документальных фильмов Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Министерства кинематографии РСФСР.

В конце 1941 года кадровый состав студии был усилен за счёт квалифицированных работников Центральной студии кинохроники в связи с её эвакуацией в Куйбышев. Директором Куйбышевской студии был назначен Г. М. Кацнельсон, а его заместителем — Ю. М. Дубман. Новому руководству студии было дано указание в месячный срок смонтировать и установить на студии вывезенное из Москвы лабораторное и звукозаписывающее оборудование, а также обеспечить выпуск следующей кинопродукции: «Союзкиножурнал» (четыре номера в месяц), «СССР на экране» (три номера в месяц), а также фильмопесни и короткометражные фильмы.

Поскольку Куйбышевская студия кинохроники стала базой Центральной студии, то сюда поступали боевые репортажи с фронтов. Здесь было сосредоточено производство оперативных сборников фронтовой кинохроники и военно-патриотических фильмов. В 1942 году были выпущены на экраны фильмы: «В бой за Родину», «Священная война», «В бой, сыны народа», «Самолёты идут на фронт», «Нефть фронту», «Хлеб фронту» и другие.

Продукция Куйбышевской студии была известна в годы войны и пределами СССР. Для зарубежного зрителя на студии создавались специальные киножурналы «СССР на экране», которые отправлялись союзникам — в Великобританию и США. В 1942 году на студии были произведены фильмы на экспорт — «Героический Севастополь», «Парад польской части».[3]

Совет Министров СССР издал постановление № 4621-р от 6-го апреля 1946 года о преобразовании корреспондентского пункта Куйбышевской студии кинохроники в городе Саратове в «Нижне-Волжскую студию кинохроники».

С 4 декабря 1947 года — Куйбышевская студия кинохроники Главного управления по производству фильмов Министерства кинематографии РСФСР, с 20 августа 1953 г. — Министерства культуры РСФСР, с сентября 1963 года — Госкомитета СМ РСФСР по кинематографии, с января 1966 года — Главного управления по производству фильмов комитета при СМ РСФСР по кинематографии «Кинокомитет РСФСР», с 4 сентября 1972 г. — Госкомитета СМ РСФСР по кинематографии «Госкино РСФСР»; с 10 августа 1988 г. — Главного управления по кинопроизводству Министерства культуры РСФСР, с 28 сентября 1990 г. — Госфонда развития кинематографии при СМ РСФСР «Госкинофонд РСФСР».

В 1950—1970-е годы киностудия освещала сооружение Волжской ГЭС, автозавода и целого города Тольятти, развитие науки, культуры, социального строительства, снимала фильмы о передовиках производства.

В 1977 году студия отметила своё 50-летие и к этому юбилею получила Почётную грамоту Президиума Верховного Совета РСФСР.

С 25 января 1991 года — Самарская студия кинохроники государственного фонда развития кинематографии при СМ РСФСР.

С 17 мая 1993 года — Самарская студия кинохроники комитета кинематографии РФ.

В апреле 2001 года произошло разделение собственно киностудии и фильмофонда: киностудия была преобразована в Открытое акционерное общество, а фильмофонд остался государственным имуществом.[4][5] В 2005 году все материалы самарской студии переданы в государственный архив (г. Красногорск Московской области). В 2007 году ОАО «Самарская студия кинохроники» перешло во владение частного лица.

Известные сотрудники

Фильмы

  • «Средняя Волга» (киножурнал, 1928)
  • «Письмо безенчукских колхозников товарищу Сталину» (1934)
  • «Жигулёвская кругосветка» (1936)
  • «Закон о счастье» (1937) Режиссёр М. И. Юров, оператор М. И. Ципорин, музыкальное оформление — Д. С. Штильман, звукооператор А. М. Камионский.
  • «Гидроузел на Волге» (1938)
  • «День в колхозе» (1938) Режиссёр М. И. Юров, оператор Н. П. Киселев, музыкальное оформление — Г. С. Гамбург, звукооператор Д. Н. Овсянников.
  • «Величайший в мире» (1939) Режиссёр М. И. Юров, операторы Н. П. Киселев, П. И. Пак, М. И. Ципорин. Музыкальное оформление — Г. С. Гамбург, звукооператор Д. Н. Овсянников.
  • «Звено победителей» (1939) Режиссёр О. Д. Покорский
  • «Иран» (1942) режиссёр монтажа Иосиф Посельский, оператор В.Штатланд, М.Сухова, И.Сокольников, текст Бориса Агапова.
  • «Чехословацкая часть в СССР» (1942)
  • «Два Максима» (1942)
  • «Материнский наказ» (1942)
  • «Песня смелых» (1942)
  • «Нефть фронту» (1942)
  • «Сталинская конница» (1942)
  • «Самолёты идут на фронт» (1942)
  • «Урал куёт победу» (Куйбышевская и Свердловская киностудии, 1943), реж. Ф.Киселев, В.Бойко, Я.Бабушкин, опер. Н.Степанов, О.Рейзман, план фильма Б.Агапова).
  • «Дорогой гость» (1943)
  • «Концерт татарского искусства» (1943)
  • «Магистраль страны» (1943)
  • «Мы сталинградцы» (1943)
  • «На боевом посту» (1943)
  • «Ферапонт Головатый» (1943) об инициаторе патриотического движения по сбору средств в фонд Красной Армии в период Великой Отечественной войны Ф. П. Головатом.
  • «Возрождение Сталинграда» (1944) Режиссёры: Иосиф Посельский, Борис Агапов. Производство: ЦСДФ, Куйбышевская студия кинохроники.
  • «Возрождённый завод» (1944)
  • «Каспийские рыбаки» (1944)
  • «Поток» (1944)
  • «Гордость страны» (1945)
  • «Орденоносная Чувашия»[7] (1945)
  • «Строительство Куйбышевской ГЭС» (1951)
  • «Огни Жигулей» (1958)
  • «Есть на пути село большое» (1966)
  • «Без легенд» (1968) об экскаваторщике Борисе Коваленко. Сценарист А. Сажин, режиссёры — Г. Франк, А. Бренч, А. Сажин. Операторы: И. Моргачев, И. Коловский, Ф. Робинсон, композитор П. Дамбис, звукооператор Я. Зиверт, монтажёр М. Чардынина. Текст от автора читает Н. Губенко.[8][9][10].

Киножурналы

  • «Средняя Волга»
  • «Союзкиножурнал»
  • «СССР на экране»
  • «Поволжье»
  • еженедельный киножурнал «Современник» (до 1992 года)
  • киноальманах «Самарская хроника. Кинолетопись» (1992—1993)

Литература

  • «Операторский фронт. Лекция во ВГИКе, 15 марта 1958 года». Журнал «Киноведческие записки» N 72, 2005
  • Храмкова Е. Л. Культура России 1941—1945 гг.: Отечественная историография рубежа XX—XXI веков. Самара. 2006.
  • Иванов К. Волга на экране. Из истории документального кинематографа в Поволжье // газета «Волжская коммуна» от 24 ноября 1972.
  • Спевачевский Г. Полвека в строю // газета «Волжская Заря» от 2 сентября 1977.

Примечания

  1. ↑ 1 2 Самарская кинодокументальная история исчезнет в архивах Москвы 18 октября 2005
  2. ↑ В Самаре поставят памятник Борису Свойскому Комсомольская правда, 15.03.2008
  3. ↑ ЦГАСО. Ф.4095. ОП.1. Д.22. Л.2.
  4. ↑ Указ Президента РФ от 4 апреля 2001 г. N 389 «О реорганизации федеральных государственных киностудий» Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 7 апреля 2001 г. N 69
  5. ↑ Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28.07.2003 № 1058
  6. ↑ ,Александр Назаров,Виктор Шубин,Игорь Саранский. «Кино — это исследование души» Волжская Коммуна, 10.04.2010
  7. ↑ Этот фильм можно посмотреть в музее воинской славы Чувашии, г. Чебоксары. Музей воинской славы ждёт посетителей 27.04.2010
  8. ↑ В фильме «Без легенд» (реж.: Г. Франк, А. Бренч, 1968) противопоставлялись «лакировочный» портрет передовика производства, созданный официозной пропагандой, и правдивый рассказ о его судьбе. Тема и даже приёмы фильма предвещали появление картины Анджея Вайды «Человек из мрамора» (1978). — Документальное кино в СССР. Энциклопедия отечественного кино (под редакцией Любови Аркус)
  9. ↑ «Без легенд» — фильм-дискуссия, где позиция авторов — уже в самом заголовке. Это спор с документальными лентами, в которых солнце всегда в зените, а герои не отбрасывают теней. — С. А. Муратов Пристрастная камера. Границы портрета. — «Аспект Пресс», 2004
  10. ↑ Примечательно драматургическое строение фильма «Без легенд» (Куйбышевская студия кинохроники, 1967), где представлены две модели трактовки образа одного и того же человека — патетическая и драматическая. — Л. Н. Джулай «Документальный иллюзион: Отечественный кинодокументализм — опыты социального творчества» — Изд-во «Текст»

Ссылки

www-wikipediya.ru

Куйбышевская студия кинохроники — Википедия РУ

История

Куйбышевская (Самарская) студия кинохроники была основана в Самаре в 1927 году для создания документальных фильмов и киножурналов. Занимала дом номер 66 по улице Молодогвардейской.

С 1935 года — Куйбышевская база треста агитмассовых фильмов и кинохроники «Союзкинохроника». Директором стал Анатолий Митрофанович Поспелов.

С 5 февраля 1936 года — Куйбышевская киностудия Всесоюзного государственного треста по производству хроникально-документальных фильмов «Союзкинохроника».

С 23 марта 1938 года — Куйбышевская студия хроникально-документальных фильмов Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Министерства кинематографии РСФСР.

В конце 1941 года кадровый состав студии был усилен за счёт квалифицированных работников Центральной студии кинохроники в связи с её эвакуацией в Куйбышев. Директором Куйбышевской студии был назначен Г. М. Кацнельсон, а его заместителем — Ю. М. Дубман. Новому руководству студии было дано указание в месячный срок смонтировать и установить на студии вывезенное из Москвы лабораторное и звукозаписывающее оборудование, а также обеспечить выпуск следующей кинопродукции: «Союзкиножурнал» (четыре номера в месяц), «СССР на экране» (три номера в месяц), а также фильмопесни и короткометражные фильмы.

Поскольку Куйбышевская студия кинохроники стала базой Центральной студии, то сюда поступали боевые репортажи с фронтов. Здесь было сосредоточено производство оперативных сборников фронтовой кинохроники и военно-патриотических фильмов. В 1942 году были выпущены на экраны фильмы: «В бой за Родину», «Священная война», «В бой, сыны народа», «Самолёты идут на фронт», «Нефть фронту», «Хлеб фронту» и другие.

Продукция Куйбышевской студии была известна в годы войны и пределами СССР. Для зарубежного зрителя на студии создавались специальные киножурналы «СССР на экране», которые отправлялись союзникам — в Великобританию и США. В 1942 году на студии были произведены фильмы на экспорт — «Героический Севастополь», «Парад польской части».[3]

Совет Министров СССР издал постановление № 4621-р от 6-го апреля 1946 года о преобразовании корреспондентского пункта Куйбышевской студии кинохроники в городе Саратове в «Нижне-Волжскую студию кинохроники».

С 4 декабря 1947 года — Куйбышевская студия кинохроники Главного управления по производству фильмов Министерства кинематографии РСФСР, с 20 августа 1953 г. — Министерства культуры РСФСР, с сентября 1963 года — Госкомитета СМ РСФСР по кинематографии, с января 1966 года — Главного управления по производству фильмов комитета при СМ РСФСР по кинематографии «Кинокомитет РСФСР», с 4 сентября 1972 г. — Госкомитета СМ РСФСР по кинематографии «Госкино РСФСР»; с 10 августа 1988 г. — Главного управления по кинопроизводству Министерства культуры РСФСР, с 28 сентября 1990 г. — Госфонда развития кинематографии при СМ РСФСР «Госкинофонд РСФСР».

В 1950—1970-е годы киностудия освещала сооружение Волжской ГЭС, автозавода и целого города Тольятти, развитие науки, культуры, социального строительства, снимала фильмы о передовиках производства.

В 1977 году студия отметила своё 50-летие и к этому юбилею получила Почётную грамоту Президиума Верховного Совета РСФСР.

С 25 января 1991 года — Самарская студия кинохроники государственного фонда развития кинематографии при СМ РСФСР.

С 17 мая 1993 года — Самарская студия кинохроники комитета кинематографии РФ.

В апреле 2001 года произошло разделение собственно киностудии и фильмофонда: киностудия была преобразована в Открытое акционерное общество, а фильмофонд остался государственным имуществом.[4][5] В 2005 году все материалы самарской студии переданы в государственный архив (г. Красногорск Московской области). В 2007 году ОАО «Самарская студия кинохроники» перешло во владение частного лица.

Известные сотрудники

Фильмы

  • «Средняя Волга» (киножурнал, 1928)
  • «Письмо безенчукских колхозников товарищу Сталину» (1934)
  • «Жигулёвская кругосветка» (1936)
  • «Закон о счастье» (1937) Режиссёр М. И. Юров, оператор М. И. Ципорин, музыкальное оформление — Д. С. Штильман, звукооператор А. М. Камионский.
  • «Гидроузел на Волге» (1938)
  • «День в колхозе» (1938) Режиссёр М. И. Юров, оператор Н. П. Киселев, музыкальное оформление — Г. С. Гамбург, звукооператор Д. Н. Овсянников.
  • «Величайший в мире» (1939) Режиссёр М. И. Юров, операторы Н. П. Киселев, П. И. Пак, М. И. Ципорин. Музыкальное оформление — Г. С. Гамбург, звукооператор Д. Н. Овсянников.
  • «Звено победителей» (1939) Режиссёр О. Д. Покорский
  • «Иран» (1942) режиссёр монтажа Иосиф Посельский, оператор В.Штатланд, М.Сухова, И.Сокольников, текст Бориса Агапова.
  • «Чехословацкая часть в СССР» (1942)
  • «Два Максима» (1942)
  • «Материнский наказ» (1942)
  • «Песня смелых» (1942)
  • «Нефть фронту» (1942)
  • «Сталинская конница» (1942)
  • «Самолёты идут на фронт» (1942)
  • «Урал куёт победу» (Куйбышевская и Свердловская киностудии, 1943), реж. Ф.Киселев, В.Бойко, Я.Бабушкин, опер. Н.Степанов, О.Рейзман, план фильма Б.Агапова).
  • «Дорогой гость» (1943)
  • «Концерт татарского искусства» (1943)
  • «Магистраль страны» (1943)
  • «Мы сталинградцы» (1943)
  • «На боевом посту» (1943)
  • «Ферапонт Головатый» (1943) об инициаторе патриотического движения по сбору средств в фонд Красной Армии в период Великой Отечественной войны Ф. П. Головатом.
  • «Возрождение Сталинграда» (1944) Режиссёры: Иосиф Посельский, Борис Агапов. Производство: ЦСДФ, Куйбышевская студия кинохроники.
  • «Возрождённый завод» (1944)
  • «Каспийские рыбаки» (1944)
  • «Поток» (1944)
  • «Гордость страны» (1945)
  • «Орденоносная Чувашия»[7] (1945)
  • «Строительство Куйбышевской ГЭС» (1951)
  • «Огни Жигулей» (1958)
  • «Есть на пути село большое» (1966)
  • «Без легенд» (1968) об экскаваторщике Борисе Коваленко. Сценарист А. Сажин, режиссёры — Г. Франк, А. Бренч, А. Сажин. Операторы: И. Моргачев, И. Коловский, Ф. Робинсон, композитор П. Дамбис, звукооператор Я. Зиверт, монтажёр М. Чардынина. Текст от автора читает Н. Губенко.[8][9][10].

Киножурналы

  • «Средняя Волга»
  • «Союзкиножурнал»
  • «СССР на экране»
  • «Поволжье»
  • еженедельный киножурнал «Современник» (до 1992 года)
  • киноальманах «Самарская хроника. Кинолетопись» (1992—1993)

Литература

  • «Операторский фронт. Лекция во ВГИКе, 15 марта 1958 года». Журнал «Киноведческие записки» N 72, 2005
  • Храмкова Е. Л. Культура России 1941—1945 гг.: Отечественная историография рубежа XX—XXI веков. Самара. 2006.
  • Иванов К. Волга на экране. Из истории документального кинематографа в Поволжье // газета «Волжская коммуна» от 24 ноября 1972.
  • Спевачевский Г. Полвека в строю // газета «Волжская Заря» от 2 сентября 1977.

Примечания

  1. ↑ 1 2 Самарская кинодокументальная история исчезнет в архивах Москвы 18 октября 2005
  2. ↑ В Самаре поставят памятник Борису Свойскому Комсомольская правда, 15.03.2008
  3. ↑ ЦГАСО. Ф.4095. ОП.1. Д.22. Л.2.
  4. ↑ Указ Президента РФ от 4 апреля 2001 г. N 389 «О реорганизации федеральных государственных киностудий» Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 7 апреля 2001 г. N 69
  5. ↑ Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28.07.2003 № 1058
  6. ↑ ,Александр Назаров,Виктор Шубин,Игорь Саранский. «Кино — это исследование души» Волжская Коммуна, 10.04.2010
  7. ↑ Этот фильм можно посмотреть в музее воинской славы Чувашии, г. Чебоксары. Музей воинской славы ждёт посетителей 27.04.2010
  8. ↑ В фильме «Без легенд» (реж.: Г. Франк, А. Бренч, 1968) противопоставлялись «лакировочный» портрет передовика производства, созданный официозной пропагандой, и правдивый рассказ о его судьбе. Тема и даже приёмы фильма предвещали появление картины Анджея Вайды «Человек из мрамора» (1978). — Документальное кино в СССР. Энциклопедия отечественного кино (под редакцией Любови Аркус)
  9. ↑ «Без легенд» — фильм-дискуссия, где позиция авторов — уже в самом заголовке. Это спор с документальными лентами, в которых солнце всегда в зените, а герои не отбрасывают теней. — С. А. Муратов Пристрастная камера. Границы портрета. — «Аспект Пресс», 2004
  10. ↑ Примечательно драматургическое строение фильма «Без легенд» (Куйбышевская студия кинохроники, 1967), где представлены две модели трактовки образа одного и того же человека — патетическая и драматическая. — Л. Н. Джулай «Документальный иллюзион: Отечественный кинодокументализм — опыты социального творчества» — Изд-во «Текст»

Ссылки

http-wikipediya.ru


Смотрите также