Вода легенды жигулей


Подземный мир Жигулей сегодня исследован крайне слабо. Легенды и предания прошедших веков сохранили воспоминание о многочисленных пещерах, где укрывались колдуны и разбойники.

Несколько миллионов лет назад в районе современных Жигулей земная кора подверглась тектоническому изгибу. На поверхность поднялись морские палеозойские отложения каменноугольного и даже пермского периодов. Именно они и определяют трещиноватость, и обусловленную ею высокую водопроницаемость Жигулей, сильно развитые карстовые процессы.

Ряд исследователей предполагают, что подземный мир Жигулей был широко освоен палеолитическим человеком. Ледник никогда не доходил сюда. В 30-х годах поиски памятников древнекаменного века - палеолита предприняла экспедиция доктора исторических наук П.П. Ефименко. В 50-х годах здесь работала специальная комплексная карстово-спелеологическая экспедиция Московского и Киевского университетов. Десятки жигулевских пещер обследовал разведочный отряд поисковой экспедиции О.Н. Бадера (1968, 1970 г.г.), но ни в одной из них не было найдено четко выраженных следов обитания древнего человека.

Причиной неудач, по мнению О. Бадера, явилось то, что известняк, из которого сложен Жигулевский массив, непрочен. Под действием сил природы известняк разрушается. Пещеры, существовавшие в эпоху палеолита, ныне оказались погребены под мощными обвалами. Для того чтобы дойти до них, нужно произвести колоссальные расчистные работы и поднять тысячи тонн обвалившегося камня. Многочисленные следы - стоянки человека каменного века в Жигулях были обнаружены (случайно) у горы Лбище - лишь летом 1992 года.

Небольшой горный массив Самарской Луки, сложенный легко обрабатываемыми известняками, возвышающийся среди степных равнин, окруженный большой рекой, не мог ни привлекать людей и в более поздние эпохи.

В середине прошлого столетия археолог К. Неустроев обнаружил останки древнего городища-укрепления, предположительно 11-12 вв.

Местные жители знали немало легенд о нагорном укреплении. Рассказывали, что у обитателей городища будто бы имелась целая сеть подземных переходов и спускались они к воде, к пристаням по потайным шахтам и галереям, скрытым в толще горы...

Так ли это, трудно сказать. Возможно, пищу подобным легендам дает пещера у подножия горы Ош-Пандо-Нерь, вход в которую завален камнями.

Неоднократные поиски ученых-археологов, закладка шурфов, обширные раскопки в этом районе Самарской Луки больших результатов не дали.

Но в пользу существования в этом районе значительных подземных пустот, может свидетельствовать тот факт, что восточнее во время высокого паводка, разлившаяся по пойме вода, уходила в скальные трещины... и бесследно исчезала в подземных лабиринтах.

Многие путешественники 18-19 веков, бывавшие в этих местах, сообщают о множестве следов укреплений и рвов, вырытых в скалах, о пещерах с железными воротами при входе. Они были уверены, что там (в глубине гор) должны быть скрыты огромные сокровища, но они заколдованы и никому не даются.

Предание “Завет Бориславны” сообщает, что некая “русская богатырша Бориславна захоронила свои (добытые на ВОСТОКЕ!) сокровища в Жигулях, под скалистым курганом... Курган заповедный и сам перед героем в сужденный час раскроется. И будут ему (герою) в награду все укрытые богатства”.

Образ Бориславны тесным образом перекликается с образом легендарной мордовской царицы Анна-Патерь, что жила в давние времена в неприступной крепости на горе Ош-Пандо-Нерь. Образ Бориславны удивительно схож с альбигойской Марией Магдалиной - хранительницей Грааля - священной чаши или камня, что был ниспослан с неба. Согласно западно-европейским преданиям, Магдалина укрыла Грааль (сокровище с востока) в одной из пещер на реке Роне, где-то недалеко от горного пика Монсегюр.

В легендах и преданиях Самарского края ярко вырисовывается образ некой хранительницы - Хозяйки Гор. Подобно Хозяйке Медной Горы Урала (известной нам благодаря творчеству П. Бажова), Волжская Владычица принимает в своих подземных палатах разных людей.

Например, сказ “Утес Шелудяк” повествует: “Беззвучно разверзся вдруг камень под телом смельчака (Федора Шелудяки), бережно принял его в прохладные недра и снова сомкнулся перед скованными ужасом стрельцами.” Этот же сказ указывает, что “день ото дня стыла кровь молодца, вбирая извечный холод камня. Так и погиб за толщей гранитных глыб в страшной тоске по горячему солнцу. С той поры неутешна Хозяйка Гор. И по сей день стекают в Каменную Чашу ее прозрачные слезы.” В легенде говорится о “гранитных глыбах” - как известно, Жигули сложены из мягких известняков (отсюда нестойкость пещер), но в овраге Сухая Брусяна на поверхность выходит особо прочный камень. В древности местные крестьяне делали из него точильные бруски.

Утес Шелудяк... на вход в подземный мир Жигулей указывает небольшая пещера у его подножия. В ней жили когда-то беглые крестьяне. Сегодня, во избежание несчастных случаев внутренние лазы и ходы завалены камнями.

До середины второй половины 18-го столетия Жигулевские горы именовались Девьими. Легенды рассказывают о группе дев сестер-богатырок, меряться силой к которым приходили “добры молодцы” и “калика перехожий.” Седая древность этой легенды отражена на карте 1459 года, на которой район Девьих гор именуется Амазонией.

Более поздние сказания сообщают о “гробницах” дев-богатырок в горах Жигулевских. “В полночь сама перед ними раскрылась дверь в потайное подземелье. Большая горница. Блескучая роскошь подземных палат. Редкостные яства на широких каменных столах. Каменный гроб, поперек три обруча. Кругом бочки с золотом, серебром, бриллиантами. А до Спаса далече. Перед ними лампада теплится”.

Образ Хозяйки Гор постепенно замещается образом некого мага-колдуна. “Проклятье тяготело на нем, он не мог даже умереть. Его не хотели принять ни вода, ни земля. Он живет вечно. Некоторые думают, что дух его блуждает в населенных предместьях и дремучих лесах. А тело его заключено в глубокую пещеру.” - сообщает К. Валишевский в книге “Первые Романовы”. Позднее, образ этого колдуна совмещается с собирательным образом “народного героя” Поволжья Степаном Разиным (казнен 6 июня !671г.). Легендарное подземелье Жигулей именуется подземельем Степана Разина. Предполагается, что оно простирается от Переволок к Молодецкому Кургану, соединяя северный и южный берег Самарской Луки.

В настоящее время в Поповом овраге известна большая пещера, называемая пещерой Степана Разина. Те, кто бывал в ней в 60-х годах, рассказывали: “Проникнуть в нее трудно из-за узкого входа-лаза. До большого зала можно добраться только ползком. Он поражает своими размерами: длина - около 20 и высота - до 5 метров. Происхождение этой пещеры пока остается загадкой.” Сообщается, что периодически в нее идет мощный выброс углекислого газа. Существует ли отсюда продолжение хода - неизвестно. Двигаясь на север от пещеры Степана Разина, мы попадаем в зону легендарных подземелий Муромского городка. (Географически они занимают весьма важное стратегическое положение, так как позволяют держать всю западную часть Самарской Луки под надежным контролем). Еще севернее - Молодецкий курган - “отвесный, как стена крепости утес. Он встает прямо из воды и кажется сложенным циклопами из огромных слоистых камней.” Рассказывают. что еще в начале 60-х годов на его южной оконечности существовал весьма глубокий колодец. Воды в нем не было. Деревянный сруб вел в бездонную каменную трещину, пронзающую толщу горы. Отмечают, что над этим колодцем постоянно ощущался ток холодного воздуха, уходившего куда-то вглубь горы. Иногда вблизи этого места слышались странные звуки, подобные колокольному звону. К. Серебренитский в статье “Предание о пещерных старцах на Самарской Луке” сообщает, что летом 1933 года жители села Жигули на склоне Молодецкого кургана обнаружили небольшую щель. “Протиснувшись в эту щель. они попали в большую пещеру, наполненную церковной утварью.” После строительства ГЭС это место было затоплено.

“Колокольный звон” из-под земли часто слышали и в районе Аскульского оврага (к востоку от Попова оврага). Там “под землей был склад (Воровское городище), в котором были огромные часы с колокольным звоном.” Часы эти заводились один раз в сто лет. “Ровно в двенадцать часов ударило под землей в колокол двенадцать раз.” “А было, что из-под земли люди выходили, - говорят предания.

Направляясь дальше на восток, мы попадаем в знаменитые Винновские горы. (В действительности это не горы, а сильно расчлененный оврагами крутой южный склон плато Самарской Луки, имеющий высоту более ста метров). Сообщается. что в районе Гранного оврага имеются выходы нескольких пещер. (Почти все они не обследованы).

Предположительно двести-триста лет назад Волга была многоводнее (чем перед строительством каскада ГЭС) и заходила в эти овраги. Попадая в карстовые трещины и поглотительные воронки, вода активно формировала подземный мир Жигулей. Исследования гидрологов и геологов открывают под землей картину гигантской разветвленной гидросистемы. Древнее (ныне подземное) русло Палео-Волги-Камы - это огромный резервуар пресной воды. По образному выражению - запасы этих вод равны “трем Каспиям”. При определенных условиях они заметно влияют на уровень Волги. Полноводность Волги определяется также направленностью Атлантических циклонов.

Двигаясь на северо-восток, мы достигаем Ширяевского оврага. Еще в начале ХХ века в этих местах было множество пещер и “давно оставленных каменоломен”. (От Липовой поляны до села Ширяево тянутся катакомбы, метрах в 40 над уровнем Волги. высотой 15-20 м. В настоящее время большинство их давно заброшены. В настоящее время на территории Жигулевского заповедника известно несколько пещер с ходами и коридорами. Одна из них называется “ледяной”, так как в ней бывает холодно и часто сохраняется лед, даже в самые знойные июльские дни. В окрестностях Малинового Дола известны такие пещеры как Медвежья - длина около 17 м, высота - 1,5 м; Барсучья - длина 3 м и высота 1,5 м. Особое внимание привлекает пещера Отшельника - длина 25 м и высота в среднем 1 м. Сегодня эти пещеры более чем наполовину засыпаны лесным мусором.

Монастырская и Попова горы образуют двухкилометровый створ, запирающий дельту Ширяевского оврага. От деда к отцу передавались рассказы о тайнах этих гор. Говорят, что в престольные праздники бурлаки часто слышали из глубины горы (Монастырской) торжественный утренний и вечерний звон. “Стопами босых ног ощутили еле уловимые вздрагивания земли на площадке. (Речь идет об особой семейной молитвенной площадке.) Одновременно из глубины горы донесся протяжный звенящий звук. Через мгновение звук повторился как бы в отражении, потом оба звука стали повторяться и перешли в перезвон. Завершили перезвон три сильных колокольных удара, которые раздались почти одновременно с ударами колокола в звоннице ширяевской церкви”.

Разве не напоминает это сообщение о “Воровском городище”? “А тут будто под землей звон раздался, словно благовест в большом соборе. Напугались батраки, бросили веревку с Мотей да от колодца кинулись”.

Рядом с Ширяевскими катакомбами расположена Серная гора. До сих пор неизвестно. что это - обычные пещеры, расширенные при добыче серы, или штольни, превращенные потоком воды в пещеры?

zso2007.narod.ru

Чтение-21

06ноября2012

ЛЕГЕНДА 3 "Утёс Шелудяк, урочище Каменная Чаша"

Хочешь – слушай, хочешь – нет.

С тех пор минуло много лет,

Но эту сказку сберегли

Седые горы Жигули.

В легендах и преданиях Самарского края ярко вырисовывается образ некой  хранительницы Хозяйки Гор. Подобно Хозяйке Медной Горы Урала, известной нам благодаря творчеству П.Бажова. По преданию, она живет в таинственных пещерах в глубине горного хребта, лишь иногда появляясь на поверхности и показываясь людям. Если ей в это время повстречается добрый молодец, то хозяйка может пригласить его к себе, в подземные чертоги, обещая сказочные богатства и вечную жизнь. Однако до сих пор все молодцы, встретившиеся волшебнице, отказывались от этих благ, и поэтому подземная владычица вот уже тысячи лет оплакивает свою тоску и одиночество. Эти слезы и текут из скалы в урочище Каменная чаша...

Много интересного содержит легенда о тоскующей Хозяйке гор.

                                                                                                                         

У Степана Разина в войске атамана Шелудяк служил. И вот пришли  в Жигули царские войска, битва была долгая. Не сдавался атаман, вот окружили его враги. Влез Шелудяк на скалу. Солдаты за ним. Не захотел атаман сдаваться, бросился вниз со скалы. Тут раздвинулись камни, и попал Шелудяк к Хозяйке гор. Долго жил атаман в подземелье, но не радовала его каменная неволя. Погиб он от таски, без свободы.  С тех пор Хозяйка гор Жигулевских плачет, и слезы ее и по сей день текут.  И место это называется  утес Шелудяк и урочище «Каменная Чаша». 

Этот живописный уголок первозданной природы известен  своим чудотворным источником. Этот источник по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия является одним из мест паломничества верующих, стремящихся прикоснуться к святыне.  Около родника возведена часовня в честь Святителя Николая Угодника и купальня.

Этот родник – как воплощение в жизнь  сказки о живой воде, ледяной и прозрачной, дарящей здоровье и долголетие, очищающей душу и смывающей все хвори. Именно поэтому множество людей стремятся сюда, дабы испить живительной родниковой воды или искупаться в источнике.

                                                                

                Легенда святого источника Каменной чаши.

Урочище Каменная Чаша - округлое чашеобразное расширение, окруженное со всех сторон высокими гребнями и шишками гор, представляющее собой как бы огромный котел с каменными боками. Три родника стекают из горизонта сахаровидных доломитов с высоты 30 метров. Первый из них располагается в сумрачном лесном овраге, среди каменных плит, словно вывороченных из земли гигантской рукой. Струйка воды, вытекая из-под каменного гребня попадает на плиту и по размытому желобу попадает в небольшие углубление. Образует водоем менее полуметра в диаметре. Озерко постоянно переполняется и вода перливается в следующий желоб, стекая по нему вниз. 

       «Давно это было. В маленьком поселении на месте села Ширяева жили вольнолюбивые хлебопашцы. Была в селе Церковь в честь святителя Николая Чудотворца. В храме служил священник и был у него помощник – мальчик пономарь. Служили они исправно. Но налетела орда татарская, сметала все с пути, храмы разрушала, людей убивала. Взял священник самое дорогое из храма, ушел в горы с послушником и запрятал богослужебные сосуды в пещерке, а когда вернулись они в село, схватили их татары да давай пытать. Умер батюшка, не выдав тайны. Страшно стало мальчику, дрогнуло его сердечко не смышленое и повел он ворогов к месту заветному. Схватил предводитель ханский Чашу руками не чистыми, хотел бросить наземь ее. Но не тут то было. Высвободилась Чаша из рук ворога, да поднялась высоко в небо. А на этом месте забил источник чудотворный».

                            

Первопоселенцы Самарской Луки поначалу боялись властительницы жигулевских подземелий и потому подолгу здесь жить не рисковали. Однако вскоре все убедились, что волшебница отличается мирным нравом. Людей она никогда не обижала и даже более того – иногда помогала им в беде. Подземной хозяйке служили странные существа – прозрачные белые карлики, которые могли внезапно исчезать в одном месте и тут же появляться в другом. И неспроста от жителей жигулевских сел по сей день можно услышать рассказы о том, как путника, заблудившегося на горной дороге в ночной тьме или в зимней вьюге, неожиданно встречали эти необыкновенные существа, сквозь которых виднелись окрестные деревья. За считанные минуты они выводили обессилевшего человека прямо к дому, а затем, сделав свое доброе дело, на глазах у всех словно проваливались сквозь землю.                

Давно уж  это было. В самом центре Самарской Луки  и сейчас стоит старинное  село Аскулы. Проведи вокруг него циркулем  пошире, как раз всю Самарскую Луку захватишь, а Аскулы-то в самой середке окажутся. Жители  села давно знают про себя, что неспроста все это! Жила в селе семья, простая, крестьянская. Жила как все - скорее бедно, чем  богато. Но никогда  ни мать, ни отец  на жизнь не жаловались, только Бога благодарили за то, что детишками не обделил, особливо мальчишками.Вы, молодые, небось,  и не знаете, почему  бедой считалось в деревне, если   одни девки родятся? Надел-то земельный только на мужские души выделялся, а девка – лишний рот в доме. Вот ее скорее спихнуть старались, замуж за кого придется отдать, оттого-то в песнях девки и выли: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан, не входи, родимая, попусту в изъян!», - не хочу, дескать,  замуж-то идти так рано: «Рано мою косыньку на две расплетать, прикажи, родимая, в ленты убирать».  В семье-то этой было шестеро мальчуганов да две девицы лет по 13-14, а это уж, считай, невесты. Однажды  отец со старшими сынами  в поле уехал,  одну дочку мать с младшими оставила, а с Дарьей  решила  в лес по грибы  сходить, уж больно год грибной  был, а Дарья мастерица была грибы собирать. Вроде нет ничего кругом, а как Дарья подходит - они  ну чисто нарочно их земли выглядывают! Вот пошли они в лес, да как-то разошлись маленько и потеряли друг друга из виду. Мать: «Ау-ау!» - не отзывается Дашка, хоть плачь! И лес-то вроде свой, знакомый с детства, хоженый - перехоженный, а на тебе, как сквозь землю девка провалилась! До ночи искала она дочь,  будто в тайге какой дремучей - нет, да и только! Прибежала  домой, подняла всех на ноги. Всю ночь искали – никаких следов! И еще неделю по лесу ходили - пропала девка.  Уж как все горевали, и не передать…Прошло, наверное, больше месяца. Как-то под вечер вышла мать за околицу, стоит, пригорюнилась,  бедой своей с небом делится. Вдруг видит,  как будто из лесу трое идут. Как-то тихо и торжественно кругом стало, и светло как-то. Удивилась женщина, да и пошла им навстречу, как по приказу. Смотрит - а это ее  Дарья, а с ней два старичка древних. Бороды  длинные, белые-белые, одежда простая, будто  из рогожи сделана, веревками подвязана, а лица, ну, до того светлые, приятные  да добрые - век бы глядел, не нагляделся! А Дашка-то худая, бледнющая, как после болезни тяжелой, волосы  распущены, сарафан порван… Бросились мать с дочерью друг к другу, поголосили, конечно, маленько на радостях! И стала тут Дарья  старичков благодарить за избавление  да помощь. Мать тоже в пояс кланяется, хотя ничего не поймет. «Будьте здоровы, люди добрые», - только и успела сказать им, как они пропали из глаз, будто испарились. Оказывается, Дарья-то целый месяц в пещере какой–то просидела. Мало ли их в Жигулях-то? Как попала туда  - не помнит, помнит только, что ее сначала будто кто позвал по имени, потом столкнул  в яму да  ветками забросал.  Сначала пыталась она  сама выбраться, грибами  да ягодами, которые набрала,  корнями какими-то питалась, потом поняла, что сил  уже нет  - и с жизнью попрощалась.  Во сне ей всё видения какие-то были, будто леший жениться на ней собрался и кикиморам своим  наказы давал, как к свадьбе все приготовить. Во сне ли, наяву ли  привиделось ей, что появилась перед ней женщина, высокая, дородная, держится гордо, ну ровно царица какая, а с ней два старца. Выспросила женщина у Даренки все  про семью, про мать да братьев, почему это, дескать, девушку одну в Жигули пускают, что за надобность такая, не ведают разве, сколько тут нечистой силы да всякого разбойного народа обитает?   - Не любят, верно, тебя родители-то? Так ты оставайся тут, поживи у меня в пещерах моих - во дворцах подземных, так-то у меня хорошо да красиво. Зверинец мой каменный тебе покажу, да и каменья у меня не хуже, чем в горах Уральских! Кинулась со слезами ей в ноги Дарьюшка:                                                 - Отпусти домой, к матушке родимой, страсть как по всем родным горюю!                          - Ну ладно! Горе твое понимаю. У самой было детушек  много, да не уберегла, погибли мои детушки  во цвете лет. А уж как детей я люблю -  словами не передать. Может, останешься?

 

- Прости Христа ради!

 

- Ну, прощай! - бровью повела старцам: - Проводите, да наш Жигулевский оберег каменный дайте.   Старцы ей дорожку камешками выложили  прямо на свет божий. По ним она и выбралась. «Они-то меня  прямиком к тебе, матушка, и привели. Да вот от них подарочек остался, - показывает  Дарья камешек  небольшой, ничем не приметный, каких  вокруг полным-полно, - семейный оберег это, матушка, в нем вся сила Жигулевских гор сокрыта. У кого такой камешек  в доме есть – ничего бояться не должен. Все в жизни у него сложится и   все беды его минуют». И все ведь правдой оказалось: семья у Дарьюшки была хорошая,  пятьдесят лет с мужем прожили в любви и согласии. Детей народили,  заботливых да ласковых, внуков и правнуков дождались. И что бы в жизни  ни приключалось, помнила она Хозяйку Жигулевских гор, верила что камушек  тот -  частица родных Жигулей – поможет, спасет,  выручит, убережет. Так-то  оно и есть. 

      Не одно поколение сменилось, а Жигули также величественны и неповторимы. Хотелось бы сохранить красоту Самарского края, а из легенд взять то, что помогло бы предостеречь человека от каких-либо бед в Жигулевских горах, чтобы от общения с ними мы получали только радость. Ведь Самарская Лука – это гордость России, её вечные красоты. А любить свою страну без знания ее прошлого нельзя. Это я поняла, когда познакомилась с легендами древних Жигулей.                                                                                                       

Ключевые слова: Юные следопыты, легенды Жигулей, конкурс Малая Родина - сердце Вселенной

→ Комментировать (5)

chtenie-21.ru

Чтение-21

06ноября2012

ЛЕГЕНДА 3 "Утёс Шелудяк, урочище Каменная Чаша"

Хочешь – слушай, хочешь – нет.

С тех пор минуло много лет,

Но эту сказку сберегли

Седые горы Жигули.

В легендах и преданиях Самарского края ярко вырисовывается образ некой  хранительницы Хозяйки Гор. Подобно Хозяйке Медной Горы Урала, известной нам благодаря творчеству П.Бажова. По преданию, она живет в таинственных пещерах в глубине горного хребта, лишь иногда появляясь на поверхности и показываясь людям. Если ей в это время повстречается добрый молодец, то хозяйка может пригласить его к себе, в подземные чертоги, обещая сказочные богатства и вечную жизнь. Однако до сих пор все молодцы, встретившиеся волшебнице, отказывались от этих благ, и поэтому подземная владычица вот уже тысячи лет оплакивает свою тоску и одиночество. Эти слезы и текут из скалы в урочище Каменная чаша...

Много интересного содержит легенда о тоскующей Хозяйке гор.

                                                                                                                         

У Степана Разина в войске атамана Шелудяк служил. И вот пришли  в Жигули царские войска, битва была долгая. Не сдавался атаман, вот окружили его враги. Влез Шелудяк на скалу. Солдаты за ним. Не захотел атаман сдаваться, бросился вниз со скалы. Тут раздвинулись камни, и попал Шелудяк к Хозяйке гор. Долго жил атаман в подземелье, но не радовала его каменная неволя. Погиб он от таски, без свободы.  С тех пор Хозяйка гор Жигулевских плачет, и слезы ее и по сей день текут.  И место это называется  утес Шелудяк и урочище «Каменная Чаша». 

Этот живописный уголок первозданной природы известен  своим чудотворным источником. Этот источник по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия является одним из мест паломничества верующих, стремящихся прикоснуться к святыне.  Около родника возведена часовня в честь Святителя Николая Угодника и купальня.

Этот родник – как воплощение в жизнь  сказки о живой воде, ледяной и прозрачной, дарящей здоровье и долголетие, очищающей душу и смывающей все хвори. Именно поэтому множество людей стремятся сюда, дабы испить живительной родниковой воды или искупаться в источнике.

                                                                

                Легенда святого источника Каменной чаши.

Урочище Каменная Чаша - округлое чашеобразное расширение, окруженное со всех сторон высокими гребнями и шишками гор, представляющее собой как бы огромный котел с каменными боками. Три родника стекают из горизонта сахаровидных доломитов с высоты 30 метров. Первый из них располагается в сумрачном лесном овраге, среди каменных плит, словно вывороченных из земли гигантской рукой. Струйка воды, вытекая из-под каменного гребня попадает на плиту и по размытому желобу попадает в небольшие углубление. Образует водоем менее полуметра в диаметре. Озерко постоянно переполняется и вода перливается в следующий желоб, стекая по нему вниз. 

       «Давно это было. В маленьком поселении на месте села Ширяева жили вольнолюбивые хлебопашцы. Была в селе Церковь в честь святителя Николая Чудотворца. В храме служил священник и был у него помощник – мальчик пономарь. Служили они исправно. Но налетела орда татарская, сметала все с пути, храмы разрушала, людей убивала. Взял священник самое дорогое из храма, ушел в горы с послушником и запрятал богослужебные сосуды в пещерке, а когда вернулись они в село, схватили их татары да давай пытать. Умер батюшка, не выдав тайны. Страшно стало мальчику, дрогнуло его сердечко не смышленое и повел он ворогов к месту заветному. Схватил предводитель ханский Чашу руками не чистыми, хотел бросить наземь ее. Но не тут то было. Высвободилась Чаша из рук ворога, да поднялась высоко в небо. А на этом месте забил источник чудотворный».

                            

Первопоселенцы Самарской Луки поначалу боялись властительницы жигулевских подземелий и потому подолгу здесь жить не рисковали. Однако вскоре все убедились, что волшебница отличается мирным нравом. Людей она никогда не обижала и даже более того – иногда помогала им в беде. Подземной хозяйке служили странные существа – прозрачные белые карлики, которые могли внезапно исчезать в одном месте и тут же появляться в другом. И неспроста от жителей жигулевских сел по сей день можно услышать рассказы о том, как путника, заблудившегося на горной дороге в ночной тьме или в зимней вьюге, неожиданно встречали эти необыкновенные существа, сквозь которых виднелись окрестные деревья. За считанные минуты они выводили обессилевшего человека прямо к дому, а затем, сделав свое доброе дело, на глазах у всех словно проваливались сквозь землю.                

Давно уж  это было. В самом центре Самарской Луки  и сейчас стоит старинное  село Аскулы. Проведи вокруг него циркулем  пошире, как раз всю Самарскую Луку захватишь, а Аскулы-то в самой середке окажутся. Жители  села давно знают про себя, что неспроста все это! Жила в селе семья, простая, крестьянская. Жила как все - скорее бедно, чем  богато. Но никогда  ни мать, ни отец  на жизнь не жаловались, только Бога благодарили за то, что детишками не обделил, особливо мальчишками.Вы, молодые, небось,  и не знаете, почему  бедой считалось в деревне, если   одни девки родятся? Надел-то земельный только на мужские души выделялся, а девка – лишний рот в доме. Вот ее скорее спихнуть старались, замуж за кого придется отдать, оттого-то в песнях девки и выли: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан, не входи, родимая, попусту в изъян!», - не хочу, дескать,  замуж-то идти так рано: «Рано мою косыньку на две расплетать, прикажи, родимая, в ленты убирать».  В семье-то этой было шестеро мальчуганов да две девицы лет по 13-14, а это уж, считай, невесты. Однажды  отец со старшими сынами  в поле уехал,  одну дочку мать с младшими оставила, а с Дарьей  решила  в лес по грибы  сходить, уж больно год грибной  был, а Дарья мастерица была грибы собирать. Вроде нет ничего кругом, а как Дарья подходит - они  ну чисто нарочно их земли выглядывают! Вот пошли они в лес, да как-то разошлись маленько и потеряли друг друга из виду. Мать: «Ау-ау!» - не отзывается Дашка, хоть плачь! И лес-то вроде свой, знакомый с детства, хоженый - перехоженный, а на тебе, как сквозь землю девка провалилась! До ночи искала она дочь,  будто в тайге какой дремучей - нет, да и только! Прибежала  домой, подняла всех на ноги. Всю ночь искали – никаких следов! И еще неделю по лесу ходили - пропала девка.  Уж как все горевали, и не передать…Прошло, наверное, больше месяца. Как-то под вечер вышла мать за околицу, стоит, пригорюнилась,  бедой своей с небом делится. Вдруг видит,  как будто из лесу трое идут. Как-то тихо и торжественно кругом стало, и светло как-то. Удивилась женщина, да и пошла им навстречу, как по приказу. Смотрит - а это ее  Дарья, а с ней два старичка древних. Бороды  длинные, белые-белые, одежда простая, будто  из рогожи сделана, веревками подвязана, а лица, ну, до того светлые, приятные  да добрые - век бы глядел, не нагляделся! А Дашка-то худая, бледнющая, как после болезни тяжелой, волосы  распущены, сарафан порван… Бросились мать с дочерью друг к другу, поголосили, конечно, маленько на радостях! И стала тут Дарья  старичков благодарить за избавление  да помощь. Мать тоже в пояс кланяется, хотя ничего не поймет. «Будьте здоровы, люди добрые», - только и успела сказать им, как они пропали из глаз, будто испарились. Оказывается, Дарья-то целый месяц в пещере какой–то просидела. Мало ли их в Жигулях-то? Как попала туда  - не помнит, помнит только, что ее сначала будто кто позвал по имени, потом столкнул  в яму да  ветками забросал.  Сначала пыталась она  сама выбраться, грибами  да ягодами, которые набрала,  корнями какими-то питалась, потом поняла, что сил  уже нет  - и с жизнью попрощалась.  Во сне ей всё видения какие-то были, будто леший жениться на ней собрался и кикиморам своим  наказы давал, как к свадьбе все приготовить. Во сне ли, наяву ли  привиделось ей, что появилась перед ней женщина, высокая, дородная, держится гордо, ну ровно царица какая, а с ней два старца. Выспросила женщина у Даренки все  про семью, про мать да братьев, почему это, дескать, девушку одну в Жигули пускают, что за надобность такая, не ведают разве, сколько тут нечистой силы да всякого разбойного народа обитает?   - Не любят, верно, тебя родители-то? Так ты оставайся тут, поживи у меня в пещерах моих - во дворцах подземных, так-то у меня хорошо да красиво. Зверинец мой каменный тебе покажу, да и каменья у меня не хуже, чем в горах Уральских! Кинулась со слезами ей в ноги Дарьюшка:                                                 - Отпусти домой, к матушке родимой, страсть как по всем родным горюю!                          - Ну ладно! Горе твое понимаю. У самой было детушек  много, да не уберегла, погибли мои детушки  во цвете лет. А уж как детей я люблю -  словами не передать. Может, останешься?

 

- Прости Христа ради!

 

- Ну, прощай! - бровью повела старцам: - Проводите, да наш Жигулевский оберег каменный дайте.   Старцы ей дорожку камешками выложили  прямо на свет божий. По ним она и выбралась. «Они-то меня  прямиком к тебе, матушка, и привели. Да вот от них подарочек остался, - показывает  Дарья камешек  небольшой, ничем не приметный, каких  вокруг полным-полно, - семейный оберег это, матушка, в нем вся сила Жигулевских гор сокрыта. У кого такой камешек  в доме есть – ничего бояться не должен. Все в жизни у него сложится и   все беды его минуют». И все ведь правдой оказалось: семья у Дарьюшки была хорошая,  пятьдесят лет с мужем прожили в любви и согласии. Детей народили,  заботливых да ласковых, внуков и правнуков дождались. И что бы в жизни  ни приключалось, помнила она Хозяйку Жигулевских гор, верила что камушек  тот -  частица родных Жигулей – поможет, спасет,  выручит, убережет. Так-то  оно и есть. 

      Не одно поколение сменилось, а Жигули также величественны и неповторимы. Хотелось бы сохранить красоту Самарского края, а из легенд взять то, что помогло бы предостеречь человека от каких-либо бед в Жигулевских горах, чтобы от общения с ними мы получали только радость. Ведь Самарская Лука – это гордость России, её вечные красоты. А любить свою страну без знания ее прошлого нельзя. Это я поняла, когда познакомилась с легендами древних Жигулей.                                                                                                       

Ключевые слова: Юные следопыты, легенды Жигулей, конкурс Малая Родина - сердце Вселенной

→ Комментировать (5)

chtenie-21.ru

Сценарий внеклассного мероприятия «Легенды и были Жигулей» — iitu

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ ЖИГУЛЕЙ»

Звучит песня «Издалека долго течет река Волга»

Как по Волге-матушке, по реке-кормилице-

Все суда с товарами, струги да ладьи, —

И не надорвалася, и не притомилася:

Ноша не тяжелая – корабли свои.

Вниз по Волге плавая,

Прохожу пороги я

И гляжу на правые берега пологие:

Там камыш шевелится,

Поперек ломается, —

Справа – берег стелется,

Слева – поднимается.

Издалека долго течет река Волга. Единственные горы, которые Волга встречается на своем пути – Жигулевские. Обходя их, она делает петлю-излучину. Так образовалась Самарская лука – поволжское чудо свет, с богатейшей историей, уникальным историческим и культурным наследием, народным сказками, легендами и преданиями, в которых можно найти ответы на вечные вопросы – кто мы, откуда, куда идем.

Жигули, Жигули!..

И — опять предо мной

К облакам вознесли

Горы лес вековой.

Взоры верхом скользят —От скалы до скалы,Где лишь тучки парятДа ширяют орлы.

Люб им Волги простор —Белопенная гладь,Зеленеющих горКрасота — благодать.

Здесь пред ними встаетЗа курганом курган,Где (гуторит народ)«Думу думал Степан»,

Где бессудным судьейРазин правил свой суд,Где о воле роднойБури песню поют…

Звучит песня «Из-за острова на стрежень»

Как поется в песне «Из-за острова на стрежень», в одном из своих походов в Персию пленил Степан Разин красавицу-княжну и, поднимаясь вверх по Волге, сыграл здесь свадьбу. Но наутро возроптали товарищи атамана, обвиняя в предательстве вольной жизни и друзей своих. И тогда повелел Степан Разин бросить княжну в воды начать новый пир, в честь прежней вольной жизни. И притихли удалые вольники… Говорят, что эта легенда – быль, и свидетеле этой истории был голландский путешественник Ян Стрейс, который отразил ее в своих записках.

Предполагают также, что утес Стеньки Рахина, о котором поется в песне «Есть на Волге утес», — это Молодецкий курган. Считается, что здесь и на горе Стрельной были разинские стоянки, а в пещерах и потайных подземельях Жигулей до сих пор хранятся сокровища атамана.

Звучит песня «Есть на Волге утес»

Существует такая легенда:

Полюбил добрый молодец Иван девушку Груню, дочь богатого купца из села Усолье. Да только отец девушки был против свадьбы. И ушел тогда Иван к Стеньке Разину и вскоре за подвиги свои получил от атамана фамилию Молодцов. А потом послал весточку Груне в Усолье. Бросила Груня отчий дом, через день прискакала к нему на вороном коне. Но привел отец Груни по тайным горным тропам царские войска, и были разбиты разинцы Поднялся Иван на высокий курган, увидел, что окружен. Простился с Груней и бросился в Волгу. А тут и отец с солдатами. Увидела их девушка, взбежала на соседнюю горку и тоже бросилась с обрыва. С тех пор из называют курган Молодецким, а небольшой холм, прижавшийся к кургану, — Девьей горой.

Существует и другая версия возникновения такого названия. На одной из старинных карт территория Жигулевских гор носит название Амазонии, а сами горы назывались когда-то Девьими горами. Не здесь ли жили воинственные амазонки, завораживающие мифы о которых будоражили древних греков?

Вот Девьей горы опустилась пята

И моется в зыби разлива,

А выше, над каменной гранью хребта,

Чернеют, как точки, одни беркута

И шепчет сосновая грива.

Звучит музыка. Девочки исполняют танец.

На левом берегу Волги, недалеко от впадения в нее реки Сок стоит Царев Курган, который когда-то был довольно высок. А как возник этот курган?

Давным-давно, в безвестную годину,Шел Волгой царь с несметною ордой;И привелось орды той властелинуУ Жигулей устроить отдых свой.

Был низмен берег жарким летом душный.Чтоб видеть стан обширный и реку,Царь приказал орде своей послушнойПо шапке полной принести песку.

Возрос курган издалека заметный;На нем шатер раскинули тогда.Царь отдохнул с ордой своей несметной,Затем ушел неведомо куда.

Прошли века. На Волге и понынеТот цел курган, пример поре иной:Какая мощь в людской таится силе,Руководимой волею одной.

Звучит песня «Жигулевские страдания»

Есть в Жигулевских горах заповедное место – называется Каменная чаша. Здесь находится источник Святого Николая Чудотворца. С ним связано множество легенд.

Давно это было. В первые века христианства. В маленьком поселении на месте села Ширяево жили вольнолюбивые хлебопашцы. Была в селе Церковь в честь святителя Николая Чудотворца. В храме служил священник и был у него помощник – мальчик пономарь. Служили они исправно. Но налетела орда татарская, сметала все с пути, храмы разрушала, людей убивала. Взял священник самое дорогое из храма, ушел в горы с послушником и запрятал богослужебные сосуды в пещерке, а года вернулись они в село, схватили их татары да давай пытать. Умер батюшка. Не выдав тайны. Страшно стало мальчику, дрогнуло его сердечко несмышленое, и повел он ворогов к месту заветному. Схватил предводитель ханский Чашу руками нечистыми, хотел бросить наземь ее. Но не тут то было. Высвободилась Чаша из рук ворога, да поднялась высоко в небо. А на этом месте забил источник чудотворный.

Зеленые горы!.. Здесь каждый бугор

Особое носит названье —

Глухие овраги, расщелины гор

Хранят у себя с незапамятных пор

Поросшие мохом преданья.

Сегодня мы рассказали вам малую часть этих преданий. Помните. Что это предания о нашей с вами Родине.

Мы часто «Родина», подразумевая большую страну. Но есть и другая Родина – с тихими рассветами волжских берегов, с вершинами жигулевских гор в туманной дымке. Место, где издалека — долго течет река Волга.

И именно эта Родина вспоминается вдали, именно к ней возвращаются мысли, именно к ней тянется сердце.

Звучит песня «Издалека — долго течет река Волга»

В постановке использованы стихотворения Владимира Высоцкого, Аполлона Коринфского, Александра Навроцкого, Дмитрия Садовникова.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

iitu.ru


Смотрите также