5 главных достопримечательностей Зимнего дворца. Жигули в зимнем дворце


Зимний дворец, Санкт-Петербург: фото, описание, история, архитектор

Санкт-Петербург – северный город, он привык удивлять своей роскошью, амбициозностью и своеобразием. Зимний дворец в Петербурге – это лишь одна из достопримечательностей, которая является бесценным шедевром архитектуры прошлых столетий.Зимний дворец

Зимний дворец – обитель правящей верхушки государства. Более ста лет императорские семьи проживали зимой в этом здании, которое отличается уникальной архитектурой. Данная постройка является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа.Зимний дворец в Санкт-Петербурге

История Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

Возведение происходило под руководством Петра I. Первым сооружением, возведенным для императора, был дом из двух этажей, покрытый черепицей, вход в него венчали высокие ступеньки.Фасад дворца в СПб

Город становился больше, разрастался новыми постройками, и первый Зимний дворец смотрелся более чем скромно. По приказу Петра l рядом с предыдущим дворцом был построен еще один. Он был немного больше первого, но его отличительной чертой стал материал – камень. Примечательно, что именно эта обитель стала последней для императора, здесь в 1725 году он скончался. Сразу же после кончины царя талантливый архитектор Д. Трезини провел восстановительные работы.Экстерьер дворца в Петербурге

Увидел свет еще один дворец, который принадлежал императрице Анне Иоанновне. Она была недовольна тем, что поместье генерала Апраксина выглядит эффектнее царского. Тогда талантливый и смекалистый автор проекта Ф. Растрелли добавил длинный корпус, который был назван “Четвертым Зимним дворцом в Санкт-Петербурге”.Памятник на крыше

На этот раз архитектор был озадачен проектом новой резиденции в максимально сжатые сроки – два года. Желание Елизаветы не могло быть выполнено настолько быстро, поэтому Растрелли, который готов был взяться за работу, несколько раз просил о продлении срока.Украшение дворца

Над строительством сооружения трудились тысячи крепостных, ремесленников, художников, литейщиков. Проект такого размаха не выдвигался на рассмотрение ранее. Крепостные, которые трудились с раннего утра до позднего вечера, жили вокруг постройки в переносных шалашах, только некоторым из них разрешалось переночевать под крышей помещения.Интерьер Зимнего дворца

Продавцы близлежащих лавок поймали волну ажиотажа вокруг строительства, поэтому значительно подняли цены на продукты. Случалось так, что стоимость еды вычитали из жалования рабочего, поэтому крепостной не только не зарабатывал, но еще и оставался в долгу у работодателя. Жестоко и цинично, на сломанных судьбах простых рабочих, строился новый «дом» для царей.Потолок в дворце

Когда строительство было окончено, то Санкт-Петербург получил архитектурный шедевр, который поражал своим размером и роскошью. Зимний дворец имел два выхода, один из которых был обращен к Неве, а с другого была видна площадь. Первый этаж занимали хозяйственные помещения, выше были парадные залы, ворота зимнего сада, третий и последний этаж был для слуг.Рыцарский зал

Приглянулась постройка Петру III, который в благодарность за неимоверный архитектурный талант решил присвоить Растрелли звание генерал-майора. Карьера великого архитектора закончилась трагично с приходом на престол Екатерины II.Зал Зимнего дворца

Пожар во дворце

Страшное несчастье случилось в 1837 году, когда из-за неисправности печной трубы во дворце начался пожар. Усилиями двух рот пожарных пытались купировать огонь внутри, закладывая дверные и оконные проемы кирпичами, однако на протяжении тридцати часов остановить злые языки пламени так и не удалось. Когда пожар закончился, от прежнего здания остались только своды, стены и орнаменты первого этажа – огонь уничтожил все.Коридор

Работы по восстановлению начались сразу же и были закончены только через три года. Так как с первой постройки чертежи практически не сохранились, реставраторам пришлось экспериментировать и придавать ему новый стиль. Как итог, появилась так называемая «седьмая версия» дворца в бело-зеленых тонах, с многочисленными колонами и позолотой.Драгоценности в дворце

С новым обликом дворца в его стены пришла цивилизация в виде электрификации. На втором этаже была построена электростанция, которая полностью обеспечивала потребности в электричестве и на протяжении пятнадцати лет она считалась самой большой во всей Европе.Люстра

Советуем посмотреть на Массандровский дворец.

Множество происшествий выпало на долю Зимнего дворца за время его существования: пожар, штурм и взятие 1917 года, покушение на жизнь Александра II, заседания Временного правительства, бомбардировки времен ВОВ.

Зимний дворец в 2017 году: его описание

Почти на протяжении двух столетий замок являлся главной резиденцией императоров, только 1917 год принес ему звание музея. Среди экспозиций музея находятся коллекции Востока и Евразии, образцы живописи и декоративно-прикладного искусства, скульптуры, представленные в многочисленных залах и апартаментах. Туристы могут полюбоваться:

Эксклюзивно о дворце

По богатству экспонатов и внутренней отделке Зимний дворец ни с чем несравним в СПб. Есть у постройки своя уникальная история и секреты, которыми он не перестает удивлять своих гостей:

  • Эрмитаж необъятный, как земли страны, где главенствовал император: 1084 комнаты, 1945 окон.
  • Когда владения были на завершающей стадии, главная площадь была завалена строительным мусором, на уборку которого ушли бы недели. Царь сказал людям, что они могут взять с площади любой предмет абсолютно бесплатно, и спустя некоторое время площадь свободна от ненужных предметов.
  • Зимний дворец в Санкт-Петербурге имел разную цветовую гамму: он был даже красным в годы войны с немецкими захватчиками, а свой сегодняшний бледно-зеленый цвет он приобрел в 1946 году.

Комната Зимнего дворца в СПб

Памятка для туриста

Посетить дворец предлагают многочисленные экскурсии. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, часы работы: с 10:00 до 18:00. Цены на билеты можно уточнить у своего туроператора или в кассах музея. Их лучше приобрести заранее. Адрес, по которому находится музей: Дворцовая набережная, 32.

www.miroworld.ru

История: Наука и техника: Lenta.ru

«Лента.ру» продолжает цикл публикаций, посвященных революционному прошлому нашей страны. Вместе с российскими историками, политиками и политологами мы вспоминаем ключевые события, фигуры и явления тех лет. Почему Временное правительство в октябре 1917 года защищали только юнкера и женщины? Зачем большевики обстреливали из Петропавловской крепости находящийся в Зимнем дворце солдатский госпиталь? Отчего после его захвата вода в Зимней канавке стала красной? Об этом «Ленте.ру» рассказала доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Кантор.

«Лента.ру» Широкой публике почти неизвестно, что представлял собой Зимний дворец в октябре 1917 года. Что находилось тогда в бывшей императорской резиденции?

Кантор: У нас мало кто знает, что еще с октября 1915 года Зимний дворец перестал быть цитаделью русской монархии. Императорская семья переехала в Александровский дворец Царского Села, где и провела следующие два года. А Зимний дворец отдали под военный госпиталь для солдат (и только для солдат), раненных в ходе Первой мировой войны.

Материалы по теме

12:09 — 16 октября 2017

Все парадные и церемониальные залы, кроме Большого тронного, превратили в огромные палаты, в которых можно было разместить до 200 человек. При этом в анфиладе залов, выходящих окнами на набережную Невы, находились лежачие больные, которые не могли самостоятельно передвигаться. Госпиталь носил имя цесаревича Алексея, поскольку при его открытии императорская семья дала обет во избавление наследника престола от гемофилии.

Что стало с роскошным убранством дворца и многочисленными предметами искусства?

Все стены помещений, отданных под госпиталь, почти до потолка затянули марлевыми щитами. Что касается сокровищ Зимнего дворца и Эрмитажа, то во время Первой мировой войны значительную их часть эвакуировали.

Кстати, здание дворца тогда было выкрашено не в нынешний зеленый цвет, а в свекольный, как университет в Киеве.

Почему?

Это сделали во время Первой мировой — видимо, решили поэкспериментировать. До этого Зимний дворец какое-то время был серовато-бежевым, хотя изначально он имел голубой цвет, как и большинство других построек Растрелли.

Госпитальные палаты в Зимнем дворце

Госпитальные палаты в Зимнем дворце

Помимо огромного госпиталя, что еще размещалось в Зимнем дворце в октябре 1917 года?

С конца марта 1917 года там была резиденция Временного правительства. Это была инициатива Александра Федоровича Керенского, которого после этого в шутку стали именовать Александром Четвертым. Там, разумеется, был огромный аппарат министерств, приемные для просителей и посетителей. Словом — Дом правительства.

Керенского еще издевательски называли Александрой Федоровной, потому что он якобы жил в покоях бывшей императрицы.

На самом деле нет никаких документов, подтверждающих это. Точно известно, что члены Временного правительства ночевали в Зимнем дворце двое последних суток перед своим арестом в ночь на 26 октября 1917 года (здесь и далее все даты приведены по старому стилю — прим. «Ленты.ру»). Керенского в последнюю — революционную — ночь среди них тогда уже не было, поскольку еще утром 25 октября он уехал в Гатчину.

Как вы думаете, зачем он это сделал? Ведь это же был явно опрометчивый шаг с его стороны.

Мы должны понимать, какая обстановка к тому времени сложилась в Петрограде. На Петроградский гарнизон положиться было нельзя, поскольку он почти полностью состоял из тыловых частей, которые еще в начале октября Керенский пытался отправить на фронт. Неудивительно, что солдаты не испытывали теплых чувств к Временному правительству и оказались очень восприимчивы к большевистской пропаганде. Матросы Балтийского флота (особенно кронштадтцы) и казаки в большинстве своем были либо на стороне большевиков, либо вообще не понимали, что происходит. Важно помнить: Зимний был отрезан от мира, у него в те двое суток уже не было даже телефонной связи.

Поэтому Керенский утром 25 октября отправился в сторону Гатчины, чтобы призвать в столицу верные войска. То, что он якобы сбежал из Зимнего дворца в женском платье — это выдумка большевиков. Александр Федорович выехал в Гатчину на автомобиле, причем c открытым верхом, и в своей одежде.

То есть это не было похоже на бегство?

Нет, отъезд Керенского не был похож на столь красочно описанное Булгаковым в «Белой гвардии» бегство из Киева в декабре 1918 года украинского гетмана Скоропадского, которого вынесли из его рабочего кабинета на носилках и с забинтованным лицом.

Помните знаменитую картину Георгия Шегаля «Бегство Керенского из Гатчины в 1917 году», где министр-председатель Временного правительства изображен в платье сестры милосердия? В советское время о женском платье слышали все, но никто не задумывался о том, почему Керенский на картине представлен именно в костюме медсестры.

Дело в том, что даже спустя двадцать лет после тех событий художник помнил о существовании в октябре 1917 года в Зимнем дворце солдатского госпиталя. Поэтому Шегаль постарался вдвойне унизить бывшего главу Российского государства, который якобы сбежал не просто в женской одежде, а в платье сестры милосердия.

Но тогда откуда вообще возникла эта легенда?

По воспоминаниям сестры милосердия дворцового госпиталя Нины Галаниной, утром 26 октября, уже после взятия Зимнего дворца, большевики срывали бинты у лежачих больных, особенно с челюстно-лицевыми ранениями. Они подозревали, что среди них скрываются министры Временного правительства и защищавшие их юнкера. Я думаю, ноги этого мифа растут оттуда.

Кто и какими силами защищал Временное правительство 25-26 октября?

Законной власти остались верны лишь юнкера и женский батальон. Сколько всего их было внутри и снаружи Зимнего дворца, доподлинно неизвестно, — примерно от 500 до 700 человек. Защитники Временного правительства то приходили во дворец, то покидали его по разным причинам.

По каким?

Если верить воспоминаниям очевидцев, уходили в основном по бытовым причинам. Временное правительство было настолько беспомощным, что даже не смогло накормить своих защитников. В самый ответственный момент, вечером 25 октября, женский батальон ушел помыться и поесть. Никакой организованной и продуманной обороны Зимнего дворца не было. И еще — все просто устали ждать.

Зимний дворец

Зимний дворец

Неужели во Временном правительстве не ожидали попытки захвата здания?

Для меня это до сих пор загадка. Гипотетически — ожидали. Ведь в Смольном заседал чрезвычайный съезд Советов, который под давлением небольшой группы радикалов во главе с Лениным и Троцким в ультимативной форме предложил законному Временному правительству сложить свои полномочия. Разумеется, Временное правительство ультиматум отклонило. После этого поздним вечером 25 октября было очевидно, что большевики приступят к активным действиям. Но министры, заседавшие в Зимнем дворце, вели себя пассивно, если не сказать — растерянно.

Расскажите, как происходил захват Зимнего дворца большевиками. Насколько теперь известно, никакого штурма не было?

Штурма не было, а захват был. Знаменитые кадры из фильма Эйзенштейна «Октябрь», когда огромная людская лавина несется от арки Главного штаба через Дворцовую площадь к парадным воротам Зимнего, никакого отношения к реальности не имеют.

Кстати, в октябре 1917 года никаких двуглавых орлов на этих воротах уже не было – по распоряжению Керенского все символы Российской империи (в том числе императорские вензеля на фасаде здания) убрали месяцем раньше, после объявления России республикой 1 сентября 1917 года. Никакого штурма не было, был постепенный захват Зимнего дворца большевиками.

Но знаменитый выстрел «Авроры» на самом деле был?

Да, конечно. Единственный выстрел холостым снарядом из орудия №1.

Этот выстрел действительно означал сигнал к началу вооруженного восстания?

27 октября команда «Авроры» (а она была, конечно же, распропагандирована большевиками) выступила в прессе с заявлением для граждан Петрограда. В нем жестким, но немного обиженным тоном сообщалось, что слухи о стрельбе с крейсера боевыми снарядами по Зимнему дворцу являются ложью и провокацией.

Команда крейсера утверждала, что холостой выстрел был произведен только для того, чтобы предупредить все суда невской акватории о «бдительности и готовности».

То есть Зимний дворец в ту ночь вообще никто не обстреливал?

Еще как обстреливали. Настоящими боевыми снарядами по Зимнему дворцу в ночь с 25 на 26 октября стреляли со стороны Петропавловской крепости, гарнизон которой был настроен пробольшевистски. Причем от обстрела больше всех пострадали госпитальные палаты с лежачими ранеными, расположенные в парадных залах, выходящих на Неву. Точное число убитых от этой артиллерийской канонады неизвестно, но как минимум несколько десятков погибших было. Это были первые жертвы.

Но разве в гарнизоне Петропавловской крепости не знали, что они стреляют по госпиталю?

Конечно, знали — о существовании госпиталя много писали газеты всех направлений в течение всего времени его существования. Они стреляли прямо по фасаду Зимнего, нимало не заботясь о том, что там находятся раненые солдаты, причем многие из них в совершенно беспомощном состоянии.

И никого это не смущало?

Риторический вопрос. По воспоминаниям сестер милосердия и выживших солдат, после артобстрела со стороны Невы в дворцовом госпитале возникла дикая паника — никто не знал, кто и почему стреляет и когда все это закончится. Кто мог хоть как-то передвигаться, легли на пол. Стрельба из Петропавловской крепости началась примерно в полночь и продолжалась в течение полутора часов.

Захват Зимнего дворца большевиками начался только после этого обстрела?

После часа ночи небольшая вооруженная группа (10-12 человек) во главе с Антоновым-Овсеенко проникла внутрь через единственный незапертый и неохраняемый вход в Зимний со стороны Дворцовой площади, который вел в покои императрицы.

Почему никого из защитников дворца там не оказалось, теперь выяснить невозможно — вероятно, про этот подъезд все просто забыли, поскольку эта часть Зимнего дворца давно пустовала. По некоторым данным, здесь должна была находиться одна из рот женского батальона, но поздно вечером 25 октября почти весь ее личный состав покинул свои позиции.

Антонов-Овсеенко и его товарищи поднялись по небольшой узкой лестнице на второй этаж и, естественно, заблудились во множестве абсолютно темных помещений. Около двух часов ночи, услышав чьи-то голоса, они вышли к Малахитовой гостиной и оказались прямо перед дверью Малой столовой, где заседали министры Временного правительства.

Их никто не охранял?

В Малахитовой гостиной должен был находиться пост юнкеров, но там почему-то никого не оказалось. Другой юнкерский пост находился в помещении, примыкавшем к Малой столовой с противоположной стороны.

Юнкера не пытались нейтрализовать отряд Антонова-Овсеенко?

Нет никаких свидетельств, чтобы юнкера хоть как-то включились в эту ситуацию.

Чем это можно объяснить? Может, они просто спали?

Не думаю. Зимний дворец вовсю обстреливали из Петропавловской крепости, поэтому вряд ли в ту ночь кто-нибудь из его обитателей спал. Я могу лишь предположить, что появление вооруженной группы Антонова-Овсеенко стало для всех полной неожиданностью.

Приемная Александра III, куда попал один из снарядов, выпущенных по дворцу из Петропавловской крепости

Приемная Александра III, куда попал один из снарядов, выпущенных по дворцу из Петропавловской крепости

Возможно, члены Временного правительства во избежание кровопролития попросили юнкеров не оказывать сопротивления, тем более Антонов-Овсеенко гарантировал всем жизнь. Он объявил министров арестованными, после чего их на двух автомобилях увезли в Петропавловскую крепость.

Получается, никакого насилия не было?

В этот момент не было. Но через несколько часов были открыты подъезды со стороны Невы, и Зимний дворец постепенно стал заполняться разной праздношатающейся публикой. После этого там и началась настоящая вакханалия.

Что вы имеете в виду?

Я уже упоминала о том, что в дворцовом госпитале большевики стали срывать бинты и повязки с лежачих больных. Но другие постояльцы госпиталя, кто мог передвигаться самостоятельно, оказали им достойное сопротивление. По мемуарам очевидцев, первым незваным гостям, ворвавшимся в лечебные помещения, изрядно досталось: их просто спустили с лестниц, причем в качестве средств обороны больные солдаты использовали не только костыли, стулья и табуретки, но и сосуды для отправления естественных нужд.

Символично.

Не без этого…

Правда ли, что после захвата Зимний дворец подвергся настоящему разгрому?

Нет, это преувеличение. Где-то отвинтили дверные ручки, в некоторых местах срезали обои или повредили мебель, что-то по мелочи, конечно, украли. Где-то повредили интерьеры. Жертвами той публики стали портреты Александра III и Николая II: их проткнули штыками. Один — Николая II — хранится теперь в Музее политической истории России, второй — Александра III — по-прежнему в Эрмитаже. Зимний дворец, кстати, пострадал в период между февралем и октябрем 1917 года, когда он фактически превратился в проходной двор.

Почему?

Там находились правительственные учреждения, которые посещала самая разнообразная публика. Здание было захламлено и содержалось в крайне небрежном состоянии: об этом есть много архивных свидетельств тех, кто был «обслуживающим персоналом». Некоторый урон внутреннему убранству дворца нанесли и юнкера, использующие предметы интерьера в качестве мишеней.

Зачем они это делали?

Вряд ли это был злонамеренный вандализм — наверное, юнкера так развлекались. Вообще, Зимнему дворцу повезло и, в отличие от Версаля времен Великой Французской революции, он не очень пострадал в ходе событий 1917 года.

Говорят, что после взятия Зимнего новые хозяева разграбили его винные погреба и нагадили в вазы?

Зимний дворец находился во власти разной праздношатающейся публики ровно сутки. Надо отдать должное большевикам — они смогли быстро навести порядок в здании, объявив его государственным музеем.

Но за эти сутки дворцовые винные погреба действительно были полностью опустошены. Слава богу, значительную часть запасов красного вина успели слить в Зимнюю канавку. Кстати, отсюда родился еще один миф о том, что после штурма вода в канале стала красной от крови. Зимняя канавка действительно стала красной, но не от крови, а от хорошего красного вина. Что касается якобы оскверненных ваз и сосудов, то это тоже миф. Если такие случаи и были, то они носили единичный характер.

Военный госпиталь в Зимнем дворце

Военный госпиталь в Зимнем дворце

Были ли случаи издевательств и расправ над юнкерами и насилия над женщинами?

Про насилие над женщинами я ничего не слышала. Точно могу сказать, что сестер милосердия из госпиталя не тронул никто — это подтверждается воспоминаниями их самих. Что касается юнкеров, то их разоружили и распустили по домам. Расправы и самосуды в те дни были не в Зимнем дворце, а во всем Петрограде.

Как и при любой смуте, в столице сразу же появились вооруженные банды уголовников, с которыми даже большевики поначалу не могли совладать. Они повсюду грабили магазины и банки, врывались в дома горожан и убивали их. Блок не зря писал в то время: «Запирайте этажи, Нынче будут грабежи! // Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба».

Что случилось со зданием Зимнего дворца после Октябрьского переворота?

Я уж говорила, что уже через несколько дней после захвата власти большевики национализировали Зимний дворец и Эрмитаж, устроив там государственный музей. Тогда же они ликвидировали дворцовый госпиталь, а его постояльцев распределили по другим лазаретам столицы.

Как в Петрограде и остальной России отнеслись к смене власти?

Поначалу ее не очень-то и заметили. Не будем забывать, что большевики сразу после Октябрьского переворота объявили себя временной властью только до выборов в Учредительное собрание. Многие считали, что они продержатся еще меньше, чем Временное правительство. Никто тогда и представить не мог, что этот режим продлится в нашей стране вплоть до 1991 года.

lenta.ru

"Здесь жили императоры" - прогулки по Зимнему дворцу

Мы все ходим по Зимнему, рассматриваем картины, плафоны, вазы, шпалеры, паркет, позолоту в общем, всякие произведения искусства, но ведь здесь не всегда был музей, здесь жили люди и не какие-нибудь, а правители великого государства, вот и хочется посмотреть в каких покоях проходила их жизнь. Поэтому наведаемся в жилые помещения Зимнего дворца. В настоящее время в Зимнем дворце сохранилась лишь часть великолепной череды жилых апартаментов некогда занимавших значительное место в огромном здании.

16 апреля 1841 года состоялось бракосочетание наследника цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра Второго и принцессы генсендармштатской, получившей в этот день титул великой княгини-цесаревны. Мария Александровна, будущая императрица поселилась в предназначенных ей комнатах второго этажа северо-западной части дворца. В этих покоях она прожила вплоть до своей кончины в 1880 году. Апартаменты Марии Александровны состояли из восьми помещений, часть которых сохранила свое убранство до настоящего времени.

Bolshoj-kabinet-velikoj-knyagini-Marii-NikolaevnyБольшой кабинет великой княгини Марии Николаевны, акварель Э.П.Гау

Будуар, или Малый кабинет был один из самых любимых мест Марии Александровны. Его убранство выполнено в середине девятнадцатого века архитектором Гарольдом Боссе в стиле модного в то время второго рококо.

Buduar-velikoj-knyagini-Marii-AleksandrovnyБудуар великой княгини Марии Александровны, акварель Э.П.ГауSpalnya-velikoj-knyagini-Marii-AleksandrovnyСпальня великой княгини Марии Александровны, акварель Э.П.Гау

Здесь словно создана атмосфера волшебной сказки, причудливо извиваются узоры, блеск позолоты оттеняет стройные фигуры белоснежных кариатид. Великолепная бронзовая люстра отражается в различных по форме зеркалах. В своем уютном будуаре Мария Александровна проводила много свободного времени, читала, писала письма родным, пила чай со своим супругом. Отсюда был выход на лестницу, по которой можно было спуститься на первый этаж, в комнаты детей.

Малиновый кабинет

Malinovyj-kabinetМалиновый кабинет императрицы Марии Александровны, акварель Э.П.Гау

В Большом или в Малиновом кабинете проходили приемы личных гостей императрицы и встречи с родственниками царской семьи. Кабинет так же был своеобразным музыкальным салоном. На рисунках ткани обтягивающих стены можно увидеть многочисленные изображения музыкальных инструментов и нот. Раму огромного каминного зеркала венчают амуры со щитком в руках, на котором изображен вензель Марии Александровны.

Malinovyj-kabinet-Zimnego-DvortsaМалиновый кабинет Зимнего Дворца, © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Золотая гостиная

Сияющим обилием позолоты Золотая гостиная напоминает палаты московского кремля с их сводчатыми потолками и богато декорированными стенами. Правда сама хозяйка апартаментов сравнивала свою гостиную с тронным залом баварских королей.

Zolotaya-gostinayaЗолотая гостиная Зимнего дворца, © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Гостиная играла роль парадной приемной. В убранстве Золотой гостиной особое место занимает великолепный камин, его мраморное основание украшено фигурками кариатид и рельефами. Мозаичное панно с изображение античных руин выполнено в технике римской мозаики. Все это придает вид грандиозного архитектурного зала.

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

5 главных достопримечательностей Зимнего дворца

12 ноября 1917 года Зимний дворец в Петрограде объявили государственным музеем. Но прошло еще немало времени, прежде чем интерьеры и экспонаты помещений бывшей царской резиденции стали доступны туристам. Вот некоторые достопримечательности Зимнего дворца

Башенные часы.

Первоначальный проект архитектора Ф.Б. Растрелли не предусматривал создание башенных часов. Первые часы на здании Зимнего дворца были установлены над парадным въездом, за аттиком центральной части южного фасада, в 1796 году, через 30 лет после окончания строительства здания. Часы привез русский механик-изобретатель Иван Кулибин из Чесменского путевого дворца, находившегося тогда в пригороде Санкт-Петербурга. Эти часы прожили сорок лет и погибли в огне, охватившем дворец 17 декабря 1837 г. Вот как описывал это событие А.П. Башутский в книге «Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге»: «Давно уже бушевал пожар, нещадно разрушая многообразные органы громадного тела. Вдруг над смутным шумом внутреннего уничтожения возвысился из умиравшего здания, как жалобный стон, чей-то звонкий и всем знакомый голос: древние дворцовые часы, еще нетронутые пожаром, протяжно и жалобно пробили полночь; почти при последнем ударе молота пламя внезапно покрыло их узорчатою сетью, и через минуту они обрушились в огромный костер».

В июне 1839 г. комиссией по восстановлению Зимнего дворца механику Гельферу были заказаны новые часы для императорской резиденции. Место для установки башенных часов было заранее подготовлено на чердаке напротив среднего фронтона, обращенного на Дворцовую площадь. Весной 1839 г. для башенных часов были куплены три колокола: один - весом 197 кг, второй - 58 кг, третий - 37 кг, общий вес колоколов составил 292 кг. За восемь месяцев Гельфер к сроку изготовил башенные часы и установил их вместе с колоколами.

Иорданская лестница.

Парадной лестнице в Зимнем дворце архитектор Растрелли отводил важнейшую роль. Гости императоров, послы иностранных держав поднимались по ней, направляясь во дворец на прием к государю. В XVIII в. лестницу называли Посольской, позже ее стали именовать Иорданской. В праздник Крещения из Большого собора Зимнего дворца по лестнице спускался крестный ход. Члены императорской фамилии и высшее духовенство направлялись к Неве для совершения обряда водосвятия.

Проект архитектора был грандиозен: лестница занимала всю северо-восточную угловую часть здания, от нее расходились две анфилады - к Тронному залу и к Большой церкви. В октябре 1756 г. императорским указом архитектору Растрелли было предписано составить чертежи, «каким манером разные украшения к лестнице сделать». Модель лестницы, расписанная Алексеем Бельским, с вызолоченными Франсуа Лепренсом деталями была изготовлена к маю 1758 г. Тогда же каменных дел мастер Гио Мадоти начал осуществлять проект. В Петербург доставлялись лучшие материалы. Ступени и площадки лестницы изготовлялись из блоков итальянского мрамора, перила Растрелли намеревался сделать из золоченой меди, так же как вазы на пьедесталах и основания колонн. На верхней площадке своды опирались на сдвоенные колонны из розового мрамора, стены были украшены декоративной скульптурой и затейливой позолоченной лепкой. На верхнем уровне размещались аллегорические статуи «Правосудие», «Милосердие», а также фигуры, олицетворяющие воинскую доблесть и процветание торговли. Над большими окнами размещались изображения знамен и воинских доспехов.

В июле 1761 г. было позолочено лепное убранство. Для этого использовалось 675 книжек сусального золота. Елизавета Петровна поставила Растрелли условие - закончить строительство в 1761 г. Однако «принимал» лестницу уже после смерти Елизаветы император Петр III - 6 апреля 1762 г., одновременно с освящением дворца.

Военная галерея 1812 года.

Создать Военную галерею 1812 года в Зимнем дворце повелел император Александр I. Военная галерея 1812 года была создана в 1826 г. по проекту Карло Росси в парадной части Зимнего дворца. Она предваряет Большой тронный (Георгиевский) зал. Стены галереи украшены 12 лепными лавровыми венками с названиями наиболее важных сражений 1812 -1814 гг. Более 300 портретов представляют героев войны с Наполеоном, прославивших Россию своими подвигами. Для исполнения портретов в Петербург еще в 1819 г. приехал известный английский живописец Джордж Доу.

На парадных портретах, которые помещены в центральной части галереи, изображены фельдмаршалы М.И. Кутузов и М.Б. Барклай-де-Толли, великий князь Константин Павлович и английский герцог Артур Веллингтон, получивший звание генерал-фельдмаршала русских войск после победы при Ватерлоо в 1815 г.

Торжественное открытие галереи состоялось в царствование Николая I, в годовщину изгнания французов из России - 25 декабря 1826 г. Солдаты кавалерийских и пехотных полков прошли по галерее торжественным маршем мимо портретов военачальников, под командованием которых они доблестно сражались в 1812 -1814 гг.

Пожар, который произошел в декабре 1837 г., уничтожил убранство всех залов. Портреты Военной галереи были вынесены из огня гвардейцами. В 1838 -1839 гг. галерея, как и все парадные залы, была воссоздана по проекту В.П. Стасова, несколько изменившего ее вид.

В советское время в галерею были помещены четыре портрета дворцовых гренадеров, написанные Джорджем Доу в 1828 г., и две картины известного баталиста П. Хесса, созданные в 1840-х гг. для Зимнего дворца – «Бородинское сражение» и «Отступление французов через Березину».

Большая церковь.

К числу известнейших интерьеров Зимнего дворца относилась также Большая церковь, расположенная в юго-восточном углу здания. Ее соединяла с парадной лестницей другая цепь парадных залов - Большая анфилада, протянувшаяся в южном направлении. Первоначально церковь освятили в честь Воскресения Христова (1762) и вторично - во имя Спаса Нерукотворного Образа (1763). Стены ее оживлял лепной, изящного рисунка растительный орнамент. Трехъярусный иконостас украшали иконы и живописные панно с изображениями библейских сцен, исполненные И. И. Бельским с братьями и И.Я. Вишняковым. Евангелистов на сводах потолка позднее написал Ф. А. Бруни. Сейчас о былом назначении церковного зала, разоренного в 1920-х годах, не напоминает ничего, кроме большого живописного плафона, изображающего Воскресение Христово.

Большой (Георгиевский) тронный зал.

Георгиевский (Большой тронный) зал, для которого был выстроен специальный корпус, создан в 1787-1795 годах при Екатерине II по проекту Джакомо Кваренги. Новый тронный зал был решен в строгих классицистических формах. Огромное двусветное помещение производило ошеломляющее впечатление. Но шедевр Кваренги погиб в пожаре 1837 года. Император Николай I распорядился «Георгиевскому залу стараться сделать... всю из белого мрамора». Придавший необыкновенную торжественность Тронному залу белый каррарский мрамор доставляли из Италии. Потолок был украшен позолоченными орнаментами, рисунок которых повторен в узоре паркета из 16 пород цветного дерева. Над тронным местом - мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона». Георгиевский зал из-за трудоемкости мраморной облицовки был окончен позже, чем другие помещения дворца, и освящен в 1841 г. С этим залом связана вся официальная история Российского царствующего дома. Величественное и торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.

www.rostov.kp.ru

экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Зимний дворец (Санкт-Петербург, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

Показать на карте Санкт-Петербурга

Зимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга — главная достопримечательность северной столицы, с 1762 по 1904 год служившая официальной зимней резиденцией российских императоров. По богатству и разнообразию архитектурного и скульптурного декора дворец не имеет себе равных в Петербурге. Итальянский архитектор Б. Ф. Растрелли в 1754 г. начал возводить это грандиозное сооружение в стиле пышного барокко с элементами французского рококо в интерьерах для императрицы Елизаветы Петровны, однако окончание строительства пришлось на период правления Екатерины II. В завершенном дворце было более 1000 комнат, 117 лестниц, почти по две тысячи окон и дверей.

Зимний дворец — бывший императорский дворец, который в настоящее время входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

Позже на Дворцовой набережной было возведено специальное здание для хранения принадлежавших Екатерине Великой произведений искусства — Малый Эрмитаж. Затем к Зимнему были последовательно пристроены здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра. В XIX в. на Миллионной улице возвели здание Нового Эрмитажа. Таким образом Зимний дворец стал центром обширного дворцового комплекса. Интерьеры дворца неоднократно переделывались, от первоначального оформления сохранилась лишь парадная Иорданская лестница. Через нее в праздник Крещения члены императорской семьи и высшее духовенство выходили для совершения обряда водосвятия к «иордани» — проруби во льду Невы.

Эрмитаж

В 1826 г. во дворце открыли Военную галерею — собрание портретов русских полководцев, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813—1814 гг. После пожара 1837 г. от здания остались только стены и своды первого этажа. Масштабные работы по восстановлению дворца завершились только к 1840 году. После революции помещение было передано музею Эрмитаж.

Эрмитаж

Роскошный, нарядный Зимний дворец составляет замечательный ансамбль с Дворцовой площадью. Великолепие дворца подчеркивается скульптурами и вазами, установленными над карнизом по всему периметру здания. Внутри дворца открыты для посещения множество превосходно отделанных покоев, среди которых Большой тронный (Георгиевский) зал, облицованный белым каррарским мрамором, доставленным из Италии, Золотая гостиная, стены и потолок которой покрыты сплошной позолотой, изящный Будуар с обилием зеркал, резных позолоченных орнаментов и декоративных вставок, Малахитовая гостиная, Концертный зал.

2 отзыва о Зимнем дворце

Зимний дворец  10.0 великолепно на основании 2 оценок

Добавить отзыв Следить

  • Зимний дворец

     Оценка: 10 великолепно

    Наверное, любая поездка в Санкт-Петербург обязательно включает в себя посещение знаменитого зимнего Дворца, ведь это самый главный дворец Петербурга, известный во всем мире музей «Эрмитаж», поэтому неудивительно, что здесь практически всегда очередь возле кассы. Когда я приехала в город с культурными целями, то я заранее приобрела тур из г.Тобольска, в программу которого входили экскурсии по главным достопримечательным местам Петербурга, в том числе и в Зимний дворец. Благодаря тому, что билеты были

    Предыдущая фотография Следующая фотография

  • Зимний дворец

     Оценка: 10 великолепно

    Первое, о чем вспоминают все туристы в разговоре о Санкт-Петербурге - Эрмитаж, Зимний дворец, Дворцовая площадь. Этот комплекс - самая главная достопримечательность города, а может и страны. Зимний дворец легко запоминается по своему лазурному цвету с богатой бело-позолоченной отделкой. Именно так и должна выглядеть главная императорская резиденция. Дворец хорошо виден с Невы, основной водной артерии Санкт-Петербурга. Обязательно возьмите прогулку с экскурсией по рекам и каналам города, и у вас

    Предыдущая фотография Следующая фотография

Добавить отзыв Следить

Санкт-Петербург и окрестности

  • Где остановиться: для поездок в окрестностях Питера лучше всего остановиться в отелях Санкт-Петербурга.
  • Что посмотреть: величественный Санкт-Петербург и его пригороды — великолепный Петергоф, сохранившийся в своем подлинном виде Ораниенбаум, музей-заповедник Гатчины, Павловск с одним из самых красивых пейзажных парков в мире, Янтарную комнату в Пушкине, морские форты Кронштадта, застроенный в стиле «северного модерна» Выборг, Старую Ладогу — первое место княжения Рюрика, крошечный, но крепкий Шлиссельбург, красивейшую Стрельну, а также старинный Тихвин, старинную крепость и церкви Приозерска, пограничный Ивангород.
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия.
  • Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

tonkosti.ru

Зимний дворец - Прогулки с дилетантом

Эрмитаж — это не только величайший художественный музей, но и главная императорская резиденция на протяжении многих лет. Сегодня я предлагаю осмотреть интерьеры дворца, в том числе и служившие царской семье.

Питер-2013 // Часть 38

1. Дворец, в первую очередь — шедевр барокко авторства знаменитейшего Растрелли.

2. Перед ним находится главная площадь города — Дворцовая.

3. Другую сторону площади образует Генеральный штаб со знаменитой сикстигой на арке. Сейчас левое крыло здания принадлежит Эрмитажу, там будут выставлены картины из собраний Щукина и Морозова, а также современное искусство, появятся Музей наград, Музей Гвардии, Комнаты Фаберже.

4. Долгое время главным флагштоком страны был этот.

5. Кровля дворца заставлена многочисленными скульптурами и вазами.

6.

7.

8. В состав музея кроме Зимнего дворца включено несколько зданий. Даже есть крытый переход над каналом — в Эрмитажный театр.

9. Арка переброшена через Зимнюю канавку.

10. Дворовые фасады не уступают парадным.

11.

12. Перво-наперво от входа попадаем на парадную лестницу, называемую Иорданской.

13. Своё название она получила по празднику Крещения, когда по ней спускался крестный ход к Неве, чтобы окунуться в полынью — иордань.

14. Первоначально построенная Растрелли, лестница сгорела в 1837 году и была восстановлена архитектором Стасовым.

15. Потолок лестницы великолепно смотрится фоном для живых цветов.

16. Вообще, гуляя по Эрмитажу, нужно постоянно поглядывать наверх.

17. Абсолютно везде своды покрыты разными, но всегда великолепными орнаментами.

18.

19.

20.

21.

22. Запрокинув голову, незаметно добрались до Белого зала.

23. Он был создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году на месте трёх гостиных.

24. Лоджии Рафаэля созданы в 1780-х годах архитектором Дж. Кваренги о заказу императрицы Екатерины II. Они подражают галерее Ватиканского дворца, расписанной по эскизам Рафаэля.

25. Лоджии расположены в здании Нового Эрмитажа, неподалёку от парадной лестницы.

26. Новый Эрмитаж построен в 1842-1852 годах по проекту немецкого архитектора Леона Кленце.

27. Дальше осмотрим ряд комнат в Старом Эрмитаже, оформленных интерьерами XIX века.

28. В залах без отделки представлена мебель, ковры, картины и пр.

29. Зато оконные рамы и многие стёкла в них — оригинальные, ещё царских времён.

30. Интерьеры оформлены в разных стилях.

31. Строгая классика.

32.

33.

34. Пышное барокко.

35.

36.

37. Имперский стиль Александра I.

38.

39. Готика.

40.

41. Замечательная библиотека в готическом стиле, принадлежавшая Николаю II.

42.

43.

44. Вот гостиная в стиле «второго» рококо.

45.

46.

47. Инкрустированная перламутром столешница.

48.

49. Кроме общего обзора интерьеров интересно также вглядываться в детали.

50. Иногда можно заметить забавные вещи.

51. А вот подчёркнуто русский интерьер.

52. И даже будуар с восточным колоритом.

53. Гербовый зал, готовящийся к очередной выставке.

54. В Большом Тронном, или Георгиевском зале находился главный трон Российской империи.

55. Малиновый будуар императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Он был создан в 1853 году по проекту архитектора Г.А. Боссе в стиле «второго» барокко. Зал поделен на две зоны, разделённые декоративной аркой альков.

56. Прямо над будуаром была комната фрейлин, и императрица могла слышать топот ног детей Екатерины Долгорукой, многолетней любовницы Александра II.

57. Зал поражает богатством отделки, но знание о происходившей здесь семейной драме навевает мрачное настроение.

58. Последний кадр — Висячий сад Малого Эрмитажа. Во время блокады сотрудниками музея здесь был устроен огород, позволивший многим не умереть от голода.

deletant.livejournal.com

Императорские хоромы: история Зимнего дворца

Императорские хоромы: история Зимнего дворца

Самый знаменитый дворец России, сыгравший огромную роль в истории страны и изменявшийся вместе с ней. Со времени постройки он успел побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым. В течение долгих лет он был резиденцией императорской семьи. Все это — Зимний дворец, историю которого вспоминает сегодня Екатерина Астафьева.

Зимний VS летний

Откуда появилась традиция делить дома монарших особ на зимние и летние? Корни этого явления можно найти еще во временах Московского царства. Именно тогда цари впервые стали покидать на лето стены Кремля и отправляться дышать воздухом в Измайловское или Коломенское. Эту традицию Петр I перенес и в новую столицу. Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание, а Летний дворец можно найти в Летнем саду. Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.

От домика до дворца

История создания Зимнего дворца ни для кого не секрет: императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России. Но построен он был не на пустом месте: до этого на территории, где сейчас находится Эрмитажный театр, стоял маленький зимний дворец Петра I. На смену домику Великого пришел деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание выходило недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора — Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. Почти на 20 лет новый дворец стал резиденцией императорской семьи. А затем появился тот самый Зимний, который мы знаем сегодня — четвертый по счету.

1.jpgЗимний дворец Анны Иоанновны

Самое высокое здание Петербурга

Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 двух метров. Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый. Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.

Интересно, что долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции. Именно из-за этого указа компании «Зингер» в начале XX века пришлось отказаться от своей задумки построить для себя на Невском проспекте небоскреб, как в Нью-Йорке. В итоге над шестью этажами с мансардой построили башню и украсили ее глобусом, создающим впечатление высотности.

2.jpgДом Зингера на Невском проспекте

В 1762-м запрещалось строить в Петербурге здания выше Зимнего дворца

Елизаветинское бароккоДворец построен в стиле так называемого елизаветинского барокко. Он представляет собой четырехугольник с большим внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками, а балюстрада кровли уставлена десятками роскошных ваз и статуй. Но здание несколько раз перестраивалось, над внутренним убранством в конце XVIII века работали Кваренги, Монферран, Росси, а после печально известного пожара 1837 — Старов и Брюллов, так что элементы барокко сохранились далеко не везде. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы. Свое название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом. Через него в праздник Крещения Господня императорская семья и высшее духовенство выходило к проруби в Неве. Такую церемонию традиционно называли «ходом на Иордан». Барочные детали сохранились также в украшении Большой церкви. Но церковь была разорена, и сейчас о ее назначении напоминает только большой плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.

3.jpgИорданская лестница

В 1946 Зимний дворец вошел в состав Эрмитажа

В 1862-м на престол взошла Екатерина II, которой пришелся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой интерьеров занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу. Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал. Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце XIX века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.

4.jpgКартина Полякова «Тронная речь Николая II во время открытия I Государственной думы в Зимнем дворце». На картине изображен Большой тронный зал

Тяжелые дни Революции

В первые дни Революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану. Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея, где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино. В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошел в состав музея.

В первые дни Революции много сокровищ Зимнего похитили

Во время Великой Отечественной войны здание дворца пострадало от авианалетов и артобстрелов. С началом войны большую часть экспонатов, выставленных в Зимнем, отправили на хранение в Ипатьевский особняк, тот самый, где была расстреляна семья императора Николая II. В Эрмитажных бомбоубежищах жили около 2000 человек. Они изо всех сил старались сохранить оставшиеся в стенах дворца экспонаты. Иногда им приходилось вылавливать фарфор и люстры, плавающие в затопленных подвалах.

5.jpgЭрмитаж во время Великой Отечественной войны

Пушистые охранники

Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тысяч котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.

У каждого эрмитажного кота-охранника есть собственный паспорт

6.jpg

В Эрмитаже живет целая армия пушистых охранников

Со времен Елизаветы Петровны у каждого Эрмитажного кота есть собственный паспорт, каждого квалифицированного охранника регулярно осматривают ветеринары. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский установил лимит в 50 котов, остальных раздают в добрые руки. Так что любой желающий может стать владельцем Эрмитажного питомца.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media


Смотрите также